В ритме клипа: почему у современного поколения возникают сложности с концентрацией внимания

С усилением информационного потока и развитием гаджетов мы можем испытывать трудности с концентрацией внимания. Это мешает школьникам и студентам, «рожденным с телефоном в руках», качественно учиться, в том числе успешно сдавать экзамены и зачеты. Ольга Юрьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского Политеха, рассказала, из-за чего нарушается концентрация внимания, есть ли польза от клипового мышления и почему молодое поколение больше поддается внушению.


Из-за чего может нарушаться концентрация внимания?

«Любое нарушение здесь — это сигнал о неблагополучии, проблемах функционирования мозга. Причин этому может быть много: плохое самочувствие, усталость, стресс, даже выполнение однообразной, монотонной деятельности может привести к нарушению концентрации», — говорит Ольга Юрьева.

В психиатрии существует специальный термин «апрозексия» (невнимание), характеризующий случаи общего угнетения процессов внимания. Нарушения концентрации внимания также могут быть вызваны опухолью мозга и другими повреждениями мозга.

Рассеянное внимание — в чем причина?

Выделяют несколько видов рассеянности. Например, истинное невнимание, когда человек не может сконцентрироваться ни на чем определенном, его мысли и ощущения расплывчаты, отсутствует интерес к происходящему. Это состояние еще называют прострацией.

Существует и мнимая рассеянность — это последствие глубокой внутренней концентрации человека на своих мыслях, размышлениях («рассеянный профессор»).

Выделяют еще ученическую рассеянность, которая лежит в основе синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В этом случае внимание ребенка непроизвольно переключается с одного объекта на другой и не фиксируется на чем-то одном.

Почему многие за просмотром фильма сидят в соцсетях, параллельно занимаются домашними делами?

«С одной стороны, можно использовать время просмотра фильма для выполнения каких-либо профессиональных задач, с целью сочетания „приятного с полезным“. По большей части этот выбор глубоко осознан, особенно если фильм „среднего качества“. С другой стороны, это может быть примером так называемого информационного серфинга, при котором человек получает удовольствие от ярких стимулов путем выработки быстрого дофамина (нейромедиатора — химического вещества, которое вырабатывается нашим мозгом, когда с нами происходит что-либо приятное). Такое скольжение по верхам информации становится привычкой и зависимостью современного человека», — объясняет Ольга Юрьева.

Как восстановить концентрацию внимания?

Здесь поможет физическая активность (физкультминутка) или перерыв в работе. За счет движения увеличивается содержание кислорода в крови, нарастает приток крови к головному мозгу, тем самым улучшаются связи между нашими нейронами.

Кроме этого, можно применять упражнения на развитие осознанности. Например, выделить и ограничить действие раздражителей, отвлекающих наше внимание. Проанализировать комфортность своего рабочего пространства. Существуют еще специальные занятия, когда необходимо сосредоточиться на окружающих нас объектах, звуках, запахах.

Что такое клиповое мышление?

«Клиповым мышлением, как правило, называют способ получения и восприятия информации посредством ярких, ассоциативных, эмоциональных фрагментов, быстро сменяющих друг друга и не связанных между собой. Как результат, нет времени на переработку информации, ее анализ и формирование долговременной памяти. Клиповое мышление фрагментарно и кратковременно. У человека нарушается способность устанавливать логические взаимосвязи между наблюдаемыми явлениями, объектами», — объясняет ученый.

Клиповому противопоставлено понятийное (теоретическое, символическое, критическое) мышление, которое строится на возможности глубокого и детального анализа внутренних причинно-следственных, логических взаимосвязей при принятии каких-либо решений.

Обладатели клипового мышления — это молодое поколение, родившееся после 2001 года и с детства столкнувшееся с Интернетом, социальными сетями и гаджетами.

Почему люди воспринимают мир фрагментарно?

Клиповое мышление — результат объективных изменений в современном мире. Исследователь Борис Фрумкин выделил несколько факторов, влияющих на его формирование: во-первых, увеличение потока информации и ускоренный темп жизни; во-вторых, потребность в актуальной информации и ускорение ее обновления; в-третьих, разнообразие поступающей информации; в-четвертых, многозадачность человека, то есть увеличение количества одновременно выполняемых дел.

Клиповое мышление

«Согласно теории цивилизации Маршалла Маклюэна, Интернет и соцсети формируют многоплановое восприятие мира у современного человека. Он становится многозадачным, учится быстро переключаться между простыми и часто повторяющимися действиями, не требующими большой концентрации. В итоге рассеянность и дефицит внимания выступают как своеобразная плата за эту многозадачность», — поясняет Ольга Юрьева.

Люди с клиповым мышлением хуже обучаются?

Психологические исследования в разных странах позволяют говорить о серьезных когнитивных изменениях у современных детей. Резко снизился коэффициент усвоения знаний. Однако этот факт не свидетельствует об умственной неполноценности современных школьников и студентов. Это лишь подчеркивает актуальность разработки новых педагогических технологий и методов обучения представителей интернет-поколения.

Как можно адаптировать процесс обучения?

Например, использовать интерактивные методы и чередовать виды деятельности во время занятия (сначала читаем, потом обсуждаем, затем делаем и т. д.). Информация должна преподноситься небольшими блоками при чередовании аудио-, видеоматериалов, текстов. Нужно обязательно контролировать усвоение материала после каждого блока информации, чтобы активизировать осознанность процесса обучения.

С какими трудностями сталкиваются люди с клиповым мышлением?

«Они предпочитают видеоинформацию книгам и текстам. У них нет необходимости запоминать нужную информацию, главное знать „путь к ней“. Исследователи уже говорят про цифровую амнезию, когда человек забывает то, что хранится в телефоне: номера, важные заметки и т. д. Смещение акцента на кратковременную память приводит к нарушению способности целеполагания, планирования. Они склонны оставлять работу незавершенной. Способны быстро воспринимать информацию, однако испытывают трудности при ее анализе», — рассказывает психолог ПНИПУ.

У таких людей снижаются показатели выраженности творческого мышления. Способность работать с большим количеством разнородной информации без учета сущностного содержания приводит к стереотипности, импульсивности в принятии решений. Наблюдается быстрая утомляемость при занятии умственной деятельностью, языковой минимализм, бедность эмоций.

Как связано клиповое мышление и снижение эмпатии?

Изменения коснулись и формирования личности подрастающего поколения. Общение ребенка в виртуальной реальности, компьютерные игры, бесконтрольный поток видеоинформации приводят к формированию эмоциональной глухоты, теряется способность к сопереживанию, пониманию чувств других людей и собственных.

Повышается ли внушаемость?

«Клиповое мышление позволяет человеку перерабатывать больший объем информации, однако он не дает возможности критически отнестись к получаемым месседжам. Исследователи отмечают, что уровень рефлексии у них ниже: они не задумываются, только успевают получать огромное количество информации. Усваивая готовые образы и суждения, эти люди принимают полученные установки на веру и не размышляют об их правильности и справедливости. Поэтому манипулятивные технологии, применяемые в отношении носителей клипового мышления, оказываются более действенными», — объясняет Ольга Юрьева.

А есть ли у клипового мышления плюсы?

Такие люди более адаптированы к огромному потоку информации, с которым сталкиваются ежедневно. Они способны схватывать эту информацию на лету, мгновенно реагировать на ее изменение и настраиваться на смену выполняемых задач. Оперируя фактами, не погружаясь в их истоки, они способны найти много вариантов решения за достаточно короткое время, провести качественный анализ.

Эти особенности будут применимы, например, в профессиональных сферах, связанных с быстротой реакции и высокой динамикой: менеджменте, творчестве (дизайне), маркетинге (например, создании визуально привлекательного контента) и др.

Можно ли начать мыслить по-другому?

Чтобы избавиться от клипового мышления, усилия должны быть направлены на развитие концентрации внимания, критического и творческого мышления. Заниматься развитием своей речи, учиться правильно формулировать и излагать свои мысли (курсы актерского мастерства в этом плане очень полезны).

«В качестве развития концентрации внимания можно использовать техники и приемы тайм-менеджмента, например, метод помидора: работаем, читаем, смотрим не отвлекаясь 25 минут, затем перерыв 5 минут. Для развития критичности и креативности можно использовать метод парадоксов Михаила Казиника, когда для любого факта или явления мы ищем противоречие, и подвергаем обе позиции анализу», — советует эксперт.

Вот еще некоторые приемы для развития критического и творческого мышления: ставить все под сомнение, участвовать в дискуссиях со своими друзьями и родными, помещать себя в нестандартные ситуации. Обязательно чтение разных книг (художественных и публицистических).

Можно ли уберечь ребенка от клипового мышления?

«С помощью такого мышления наш мозг адаптируется к огромному потоку информации. Гаджеты теперь тоже неотъемлемый атрибут современности. Но правила использования телефонов и других гаджетов в каждой семье должны обсуждаться. Например, за обеденным столом без телефонов сидят как взрослые, так и дети. Или стоит ввести „час тишины“ — время отдыха от гаджетов, например, во время чтения книг», — резюмирует Ольга Юрьева.


Наука.рф в Телеграм: https://t.me/npnauka 
Наука.рф ВКонтакте: https://vk.com/sciencerf