Валерий Фальков: 2022 год сильно изменил университеты и науку

Один из ключевых вызовов для страны, системы высшего образования, отрасли науки и технологий сегодня – достижение настоящего технологического суверенитета. Минобрнауки уделяет приоритетное внимание развитию инженерного образования и технологического предпринимательства. В рамках общей стратегии одна из главных целей – трансфер научных разработок в реальную экономику, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации.

«Текущий год принципиально поменял университеты, отрасль науки и технологического развития. От нас ожидают не абстрактных академических достижений, не рейтингов и наукометрических индексов, а конкретных результатов», – подчеркнул Фальков.

Он отметил необходимость сфокусироваться на конкретных научно-образовательных результатах для достижения поставленных целей.

«В этой логике кооперации научных и образовательных организаций, регионов, промышленности и для более четкой фокусировки на конкретных научно-технологических результатах были инициированы и запущены два новых федеральных проекта», – уточнил глава ведомства.

Первый из них – «Передовые инженерные школы», в рамках которого на конкурсной основе были отобраны 30 программ создания инженерных школ. Заявки готовили университеты совместно с индустриальными партнерами. У каждой школы есть две задачи: подготовка элитных кадров, как иногда говорят – «инженерного спецназа», и участие преподавателей, исследователей и студентов в решении прорывных инженерных задач, которые стоят перед отечественными предприятиями.

Перспективные проекты

По словам Фалькова, школы отобраны в рамках сквозных направлений технологического развития, которые определят текущее десятилетие и весь XXI век. В том числе двадцать образовательных учреждений созданы в регионах и наиболее приближены к конструкторской и производственной базе российских партнеров.

Министр привел в пример передовую инженерную школу Донского технического университета, которая вместе с предприятием Ростсельмаш разрабатывает новое поколение сельскохозяйственных машин.

«Второй стартовавший проект, неразрывно связанный с первым – это «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он направлен на формирование в наших университетах предпринимательской культуры и на создание условий для самореализации тех студентов, которые хотели бы пойти в технологическое предпринимательство, – рассказал министр. – Мы должны подготовить технологических лидеров, крайне необходимых стране, тех, кто способен превратить идеи в новые технологии, продукты и сервисы».

В 2022 году была запущена сеть из двадцати университетских стартап-студий в 18 регионах России и открыты 60 «Предпринимательских точек кипения», сообщил Фальков. Также, совместно с фондом Бортника, на реализацию проектов молодых предпринимателей была выделена тысяча грантов по одному миллиону рублей.

«Каждый такой проект – это вполне конкретные разработки, которые могут улучшить жизнь человека, – подчеркнул глава ведомства. – Впереди у нас создание студенческих конструкторских бюро – это своего рода инкубаторы инженеров-конструкторов новой формации, которые будут вовлечены в решение реальных задач».

Фокус на результат

Глава Минобрнауки также рассказал о масштабной национальной программе поддержки развития университетов «Приоритет 2030», отметив ее успешный старт.

«В программу отобран 121 университет, из которых 77 представляют 50 субъектов Российской Федерации. За два года участники получили гранты от 200 млн до 1 млрд рублей. В основе программ развития лежат стратегические проекты, и уже на первом этапе реализации программы университеты в рамках этих проектов создают уникальные разработки, трансформируют свое образование, управленческие процессы. Конечно, мы их нацеливаем на тесное взаимодействие с регионами и бизнесом», – уточнил министр.

По его словам, согласно предоставленным отчетам, у ряда вузов уже есть конкретные результаты исследований и разработок, которые можно представить обществу.

Например, в 2022 году первую фазу клинических исследований успешно прошел препарат для лечения болезни Бехтерева на основе антител. Результат мирового уровня, по оценке экспертов, получен в ходе совместной работы нескольких организаций разработчиков.

«Университеты получают существенные ресурсы для развития, поэтому мы вправе ожидать от них прорывной трансформации, больших прикладных результатов», – объяснил Фальков.

Стратегическое партнерство

Еще одним серьезным вызовом министр назвал трансформацию системы международных отношений, а также переориентацию внешнеэкономических образовательных потоков на восточное и южное направление.

«Несмотря на санкционную политику, мы считаем важным не прекращать участие наших организаций и ученых в реализации международных проектов класса мегасайенс, – сообщил Фальков. – В этом году традиционно дружественные для России страны сохранили и даже расширили масштаб научно-образовательного взаимодействия. В первую очередь, это страны СНГ, Китай, Индия, Вьетнам, большое число стран Азии, Африки, Латинской Америки».

Более того, в 2022 году во многих из этих государств открылись филиалы ведущих вузов России. Министр привел в качестве примера открытие филиала НИЯУ МИФИ в Казахстане.

Как заметил Фальков, расширение сотрудничества с дружественными странами требует большого количества компетентных профессионалов. Поэтому Минобрануки вместе с профессиональным сообществом готовит новую образовательно-научную программу «Востоковедение и африканистика».

«Стране нужны специалисты, не только хорошо знающие язык, историю и культуру стран этих регионов, но и глубоко владеющие экономической и геополитической проблематикой. В первом квартале 2023 года эта программа будет запущена», – сообщил министр.

Увеличение бюджетных мест

Важное место в работе Минобрнауки занимает региональное развитие. Глава ведомства в ходе «правительственного часа» рассказал о последовательном наращивании бюджетных мест в вузах. Так, в 2022 году было выделено 618 тыс. мест. При этом на 20,5 тыс. мест выросли контрольные цифры приема (КЦП) на инженерные специальности. Как отметил Фальков, более 75% бюджетных мест распределяются в региональных университетах на основе заявок субъектов.

«Для решения стратегических задач пространственного развития страны в этом году вместе с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики мы разработали и запустили специальный трек программы «Приоритет 2030». Он направлен на поддержку университетов Дальневосточного федерального округа. Ключевая проблема там в нашей сфере – это, конечно, миграция выпускников школ за пределы округа. Порядка 40% ребят по окончании 11 класса уезжают из региона», – уточнил глава Минобрнауки.

Для решения этой задачи министерство провело открытый конкурс, по результатам которого восемь университетов стали участниками долгосрочной программы. Уже в этом году они получили 71 млн рублей на развитие. В течение нескольких лет Минобрнауки будет помогать им обновлять инфраструктуру, повышать квалификацию преподавателей, развивать мобильность и реализовывать образовательные проекты.

Создание единого научного пространства

Фальков обратил внимание парламентариев на работу министерства по интеграции научных и образовательных организаций на территориях, вошедших в состав России. В настоящее время Минобрнауки разрабатывает необходимую нормативно-правовую базу, которая обеспечит планомерное включение вузов и НИИ в единое научно-образовательное пространство.

«С самых первых дней наше участие носит конкретный практический характер. С июня 2022 года около 10,5 тыс. детей, которые проживают на новых территориях, отдохнули в загородных и городских лагерях на базе наших вузов. Всего было задействовано более 40 вузов из 27 регионов страны», – сообщил министр.

Вузам, расположенным на новых территориях, передаются тысячи необходимых учебников. Для студентов доступны электронные образовательные ресурсы многих российских университетов. Также ведется системная работа по повышению квалификации и переподготовке преподавателей учебных заведений.


Евгения Сахно