20 апреля на российские экраны выходит фильм «Вызов» – первая в истории мирового кинематографа лента, сцены которой снимали на орбите. Как проходили съемки в невесомости и в каких «космических» традициях приняла участие команда картины, рассказывает портал наука.рф.
Виды на Землю и битые пиксели
Актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко провели на Международной космической станции (МКС) 12 дней. По словам автора картины, в ходе подготовки к полету возникало множество вопросов, связанных со съемочными процессами в невесомости.
«Камеры отправили на станцию до нашего прибытия. Важно было проверить их исправность, убедиться, что ничего не повредилось. В этом помогли наши космонавты, в частности, Петр Дубров. Благодаря его знаниям удалось преодолеть технические трудности в космосе», – сообщил он.
Беспокойство вызывала и космическая радиация, которая могла испортить матрицу цифровых камер. Из-за нее качество изображения ухудшается – при просмотре на больших экранах можно заметить так называемые битые пиксели. Однако выяснилось, что современные технологии позволяют исправлять подобные дефекты. Весь отснятый материал проверялся на компьютере на станции, затем отправлялся на Землю, и в тот же день с ним работали уже специалисты по цветокоррекции.
«Безусловно, цифровые технологии открыли кинематографистам дорогу в космос. Лет 15 назад, когда еще использовались пленочные камеры и люди таскали с собой огромные бобины, подобные съемки было невозможно представить. Космос вдохновлял нас на импровизацию. Вы увидите настоящие кадры, отснятые через иллюминаторы: различные виды Земли, выглядывающее из-за нее Солнце. Мы даже были готовы выйти в открытый космос, но космонавты сообщили, что это небезопасно», – рассказывает режиссер.
В нештатной ситуации
Во время пребывания на орбите МКС дважды непредвиденно меняла ориентацию – в ходе стыковки и перед посадкой. По словам космонавта-испытателя Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Гагарина Петра Дубровина, который принимал участие в съемках, эти нештатные ситуации считаются расчетными. То есть, способы выхода из них предусмотрены и внесены в полетную документацию.
«Нужно сразу отметить: не бывает такого, чтобы не происходило нештатных ситуаций. Мы к ним всегда готовимся во время тренировок на Земле. Так получилось и на этот раз: во время стыковки корабля со станцией отказала автоматическая система. Но все прошло гладко, поскольку мы постоянно отрабатываем ручные режимы», – сообщил он.
Второй случай произошел за несколько дней до спуска, когда проверяется техника корабля. В ходе тестирования двигателей станция начала поворачиваться, произошла так называемая потеря ориентации, что достаточно неприятно. Из-за этого могут повредиться панели солнечных батарей, нарушиться тепловой режим, потеряться связь с Землей. Но и здесь экипаж справился. Как отметил специалист, «ребята мастерски развернули станцию и перевели корабль в безопасное состояние».
В целом, по словам Клима Шипенко, полет особой тревоги не вызывал, хотя иногда и заставлял почувствовать самого режиссера героем фантастического фильма.
«Мне это казалось не такой уж рискованной затеей – ездить за рулем опаснее. Я был уверен, что все пройдет нормально. Наши космонавты позаботились, чтобы мы не ощутили на себе какие-либо нештатные ситуации и продолжали работу», – подчеркнул он.
Устроить космический ужин
Конечно же, значимую роль в проекте сыграли космонавты – Антон Шкаплеров, Олег Новицкий и Петр Дубров. Члены экипажа не только помогали творческой команде адаптироваться к новым условиям, но и принимали непосредственное участие в организации съемки.
«Обычно съемочная группа составляет около 80 человек, и у каждого своя задача. Здесь же мы столкнулись с серьезным вызовом как с технической, так и художественной стороны. На МКС мне приходилось самостоятельно снимать, переносить и сохранять отснятый материал, делать резервные копии. Юля нашла в себе таланты реквизитора и художника по гриму. Антон Шкаплеров таскал меня за ноги по станции, чтобы я совсем не разбился», – рассказывает Клим Шипенко.
Юлия Пересильд, в свою очередь, вспоминает об одной из интересных традиций. Раз в неделю члены разных экипажей «не ходят, а летают» друг к другу на ужин.
«В гости обычно идут со своим. Вот и я собрала мешок с консервами, которые мы заранее разогрели. У ребят уже готова еда, особенно вкусные у них десерты. Представьте: по кругу летает банка, и каждый из нее пробует с ложечки. Это прекрасная, забавная и трогательная традиция. Нас очень тепло приняли, мы были как большая космическая семья. Конечно, было немного грустно улетать», – поделилась актриса.
В последний вечер члены экипажа устроили на проекторе просмотр фильма «Салют-7» – одной из кинолент режиссера, основанной на реальных событиях о спасении орбитальной станции.
Чудеса невесомости
Чтобы изобразить невесомость, обычно актеров подвешивают на специальных тросах. Так хоть и удается передать отсутствие гравитации, однако, по мнению режиссера, подобные манипуляции могут быть заметны.
«Большой успех, если мы снимем одну такую минуту за день. А на МКС проблемы не было. Там понимаешь, что для людей вполне нормально общаться, когда один из них находится горизонтально или будто висит вниз головой. Камера тоже может находится в любом положении. На Земле такого не придумаешь, что, конечно, переворачивает сознание», – поделился он.
В каютах команды листы со сценарием и другие предметы закреплены по стенам на специальных липучках – велкро. По словам актрисы, уже после возвращения на Землю какое-то время по привычке она старалась держать предметы, которые можно положить, в руках. Казалось, отпустишь на секунду – улетит.
Всего на станции было отснято около 30 терабайтов материала, что составляет более 30 часов. Из них при монтаже в фильм войдет всего 25-35 минут.
Киноленты о космосе всегда вызывали интерес не только у зрителей, но и привлекали внимание зарубежных кинематографистов. По словам Клима Шипенко, еще после выхода «Салюта-7» поступало предложение от китайской стороны снять картину на аналогичную тему.
«Пока «Вызов» никто не видел, но, вероятно, зарубежные коллеги также захотят снять нечто подобное. Фильм экспериментальный, до нас такого никто не делал», – сообщил режиссер.
Анна Шиховец