«Я за то, чтобы дети наигрались в науку. Позже они обязательно будут готовы к чему-то более серьезному», — Евгения Новикова

Можете ли вы похвастаться, что уже во 2-3 классе разбирались, откуда берется электричество? Или как происходит распад атомного ядра? А вот участники образовательных программ Образовательного центра «Сириус» могут рассказывать о своих первых и серьезных научных увлечениях легко и непринужденно.


В Региональных центрах, работающих по модели «Сириуса», детей из начальной школы давно погружают в предметы естественно-научного цикла, рассказывая популярно о сложных процессах. Ведь это иллюзия, что, например, физика непонятна младшим школьникам из-за возраста. Важно, как и кто будет объяснять. Одним из таких популяризаторов науки стала Евгения Новикова, преподаватель Регионального центра «Академии талантов» (Санкт-Петербург).

В октябре 2023 года Евгения стала лидером номинации «Педагогический дебют» главного профессионального конкурса в дополнительном образовании «Сердце отдаю детям». Методика работы молодого петербургского педагога, а главное ее результаты жюри признало лучшими на уровне России. Спустя несколько дней после победы губернатором Северной столицы Евгении Валерьевне была вручена и еще одна награда — знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга».

Сегодня Евгения — герой нашего интервью.

 — Евгения, еще год назад думали ли вы о том, что победите сначала на региональном этапе в Санкт-Петербурге, а потом на федеральном уровне в номинации «Дебют» конкурса «Сердце отдаю детям»?

 — Нет, конечно. Я человек закрытый, и поэтому участие в публичном мероприятии было, как говорится, только под расстрелом. Слово «конкурс» всегда вызывало нервный тик, страх выступления перед публикой, боязнь не победить… Думаю, это многим знакомо. Но руководство Академии талантов как-то сказало мне — так, Женя, настойчиво предлагаем тебе поучаствовать в конкурсе «Сердце отдаю детям». Я сказала, что подумаю. Подумала — «Ну хорошо, а когда еще будет такой шанс?» — говорю сама себе. И потом. Конкурс — это ведь про преодоление себя? Надо двигаться, надо развиваться. И согласилась. Но было очень страшно! И если бы не команда Академии талантов, начиная от методистов, которые сопровождали меня на всем пути, видеографов, которые помогали мне с созданием роликов, и петербуржцев, голосовавших за меня в соцсетях, ничего бы не получилось. Спасибо всем огромное!

 

— Как думаете, почему жюри решило, что ваш дебют самый-самый, а ваше занятие лучшее в России?

 — Я сама увлекаюсь наукой и преподаю ее детям из начальной школы. Ребята в таком возрасте не проходят еще физику или биологию. Но в популярной форме объясняю им, например, откуда берется электричество. У меня разные форматы занятий. Часть из них длится всего по 1,5 часа, в Академии талантов они входят в популярную линейку «Проектных программ». Это такой ознакомительный визит в Академию целого класса: мы проводим для ребят занимательный урок из мира науки или искусства, чтобы выявить заинтересованность школьников к определенной сфере. А еще есть занятия, рассчитанные на то, чтобы ребенок еженедельно посещал их целый год — как кружок, знакомый многим с детства.

 — С чего начинаете свой урок, чтобы сразу захватить внимание?

 — Очень люблю спрашивать у детей — а как ваши дела, как настроение? Они всегда так смешно и так по-разному отвечают! «Плохо! Сегодня по математике задали много домашки!» или «Хорошо! До каникул осталось „всего“ десять недель…». Потом продолжаем занятие и медленно подходим к основной теме. Я рассказываю разные истории, кто открыл электричество, интересные случаи, связанные с учеными, показываю отрывки из фильмов или мультфильмов. А потом приступаем к опытам или экспериментам. Например, делаем биобатарейку из лимона или киви.

 — Из чего, простите?

 — Важно взять кислый фрукт, хотя и яблоко подойдет — фруктовая кислота в нем также присутствует. Итак, берем цинковый и медный гвоздь и вставляем их во фрукт. Начинается химическая реакция: на медном электроде собираются положительно заряженные частицы, а на цинковом — отрицательные. В процессе химической реакции освобождаются электроны и идут от одного гвоздя ко второму. Процесс перебегания электродов с одного места на другое и называется собственно электрическим током.

Понятно, что в одном киви очень мало электричества. Но можно создать целую цепочку таких маленьких батареек. Они соединяются при помощи проводков, и таким образом мы получаем электричество, достаточное для поддержки одного светодиода. В конце урока ребята измеряют, какой фрукт дал больше электричества, и записываем выводы.

 — Потрясающе! Как вы считаете, дети из начальной школы — оптимальная аудитория, чтобы начинать рассказывать им о науке вот так?

 — В этом возрасте дети активно начинают познавать мир, тогда и нужно начинать объяснять, как все устроено в окружающем мире и как происходят физические процессы. У нас есть возможность преподносить науку в понятных для детей формах: мы играем, рисуем комиксы, проводим эксперименты. Вряд ли в школе найдется на это время. И маловероятно, что, став постарше, ребята откликнутся научной коммуникации, пропустив важные первоначальные этапы. Нужно, чтобы дети как следует наигрались в науку. Тогда, перейдя в 7-8 класс, они будут готовы к чему-то более серьезному.

 — Вы рассказываете просто о сложном. Это сложно?

 — Конечно. Много терминов и процессов, которые недоступны человеческому восприятию. Как популярно объяснить детям, как, например, происходит распад ядра, если ты при этом без атомного микроскопа не можешь видеть и наблюдать за явлениями? Или про то, как возникает ток?

 — Вас в детстве тоже волновало, откуда берется электричество?

 — Вообще — нет (смеется). Я увлекалась только книгами и математикой, а физика до определенного момента не интересовала вовсе. Но в 7 классе у нас появился прекрасный учитель физики, и я поняла, что физика — это очень и очень интересно. Отсюда последовал выбор профессии — инженер по медицинской физике. Сначала училась в Воронежском политехническом университете, а затем окончила в Санкт-Петербурге магистратуру в Политехе по той же специальности — медицинское приборостроение. Потом на практике я поработала в лаборатории нейрорегуляции мышечных функций, там и стала заниматься наукой. Подтянула биологию, которая была у меня не очень, и потом поступила в аспирантуру.

 — Что стало предметом вашего научного интереса?

 — Наша лаборатория исследует сахарный диабет. Я изучала его влияние на развитие инфаркта миокарда.

 — Выводы за первый год работы?

 — Все плохо (смеется). Диабет — заболевание тяжелое, а его влияние на организм колоссальное. То есть, за здоровьем нужно следить и быть внимательным к сигналам своего организма.

 — Трудно выбирать между наукой и детьми?

 — Прислушиваюсь сейчас к себе. И если честно, сейчас я ближе к педагогике и хочу продолжать работать со школьниками. Возможно, в будущем стану преподавать в вузе.

 — Какое событие так развернуло вас? С чего «вдруг»?

 — В школе я точно не мечтала работать с детьми. Как-то в студенчестве целое лето я была вожатой в лагере и потом сказала себе — да больше никогда в жизни, всем спасибо! Но потом, когда переехала в Санкт-Петербург, мне предложили поучаствовать в летней школе Политеха. И мне понравилось. И мой научный руководитель позвал меня работать в Академию талантов. Как раз требовался педагог по физике.


Я преподавала год старшеклассникам — углубилась в предмет, сама стала разбираться в чем-то больше. Но ребята постарше настроены больше на сдачу ЕГЭ, им мало что интересно, кроме экзаменов. И еще они задают мало вопросов. А мне хотелось много «почему». И я предложила руководству Академии открыть образовательную программу по физике именно для самых маленьких школьников. Все получилось. А когда я увидела, как несколько моих младшеклассников, перейдя в среднее звено, записались на более сложные программы, моей радости не было предела. Значит, есть и мой вклад в то, что ребятам интересно в мире физики и они ее не бросают. Очень хочу, чтобы мои воспитанники участвовали в различных конкурсах и популяризировали и науку, и Академию талантов.

Конкурс «Сердце отдаю детям», Евгения Новикова

— Когда вы рассказываете про Академию, о чем вам важно сообщить в первую очередь?

 — Всегда говорю — работаю во дворце, где жили цари! В моем родном Воронеже, где дополнительное образование не так развито и уж точно не располагается во дворцах, друзья и близкие удивляются и не понимают, как такое возможно. Каменноостровский дворец — уникальное место! И кстати, дети окружающим историческим пространством очень вдохновляются. Им нравится говорить, что я учусь не где-нибудь, а во дворце, а мои занятия проходят в аудитории с лепниной на потолке, а в коридорах у нас картины и скульптуры… Это мотивирует меня и моих коллег каждый день показывать высокий уровень занятий.

Текст: Елена Глазунова, фото: Александр Реус (Санкт-Петербург)