«Знаешь?Научи!»: победители конкурса поделились секретами лучших научных опытов

В Москве 26 апреля состоялась церемония награждения победителей второго сезона всероссийского конкурса детского научно-популярного видео «Знаешь?Научи!». Конкурс включен в инициативу «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» Десятилетия науки и технологий. 

Конкурс проводился среди учеников 1-11 классов. Для участия в нем было необходимо записать 3-х минутное научно-популярное видео и опубликовать его на сайте nauka.homo-science.ru. Видео должно было в доступной и интересной форме объяснять научную теорию, концепцию или явление. По итогам лучшими стали конкурсные работы 17 школьников из Москвы, Московской области, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, Амурской области и Краснодарского края.

Победители и призеры получили доступ к образовательным курсам, технику и сертификаты на ее покупку, поездки и экскурсии, модный мерч и многое другое. Также специальные призы вручили школьным учителям-наставникам финалистов, а для школ-победителей подготовили особые призы, среди которых цифровые лаборатории для практического изучения естественнонаучных дисциплин, робототехнические наборы и конструкторы, а также оборудование для лабораторий аддитивных технологий.

«Рад видеть на гостеприимной площадке ВК так много талантливых школьников, которые интересуются наукой. В Год педагога и наставника, объявленный Президентом страны, в конкурсе введена новая номинация – «Наставник». Это очень важно, потому что все, что мы достигаем в жизни возможно благодаря нашим учителям. Многие из вас совсем скоро окончат школу, и для вас, будущих студентов, Правительство России создает все условия и возможности для учебы, развития и научных открытий. Например, в этом году каждый студент может получить на свой стартап 1 млн рублей. Мы сможем поддержать 1,5 тыс. ребят! В Десятилетие науки и технологий мы также активно поддерживаем школьников - конкурс «Знаешь? Научи!» яркий тому пример», – прокомментировал заместитель председателя Правительства Российской Федерации, сопредседатель Координационного комитета Десятилетия науки и технологий Дмитрий Чернышенко.

Победители определялись в трех возрастных категориях, пяти тематических номинациях и трех специальных номинациях. Возрастные категории были разделены на «Младшую школу», «Среднюю школу» и «Старшую школу», в каждой из которых соревновались дети соответствующего возраста. В список тематических номинаций вошли «Естественные науки», «Информационные технологии и точные науки», «Место человека во вселенной», «Науки будущего», «Социальные и гуманитарные науки». Специальные номинации были посвящены темам: «Цифровой взгляд на мир» от цифровой образовательной платформы «Сферум», «Авиация будущего» от партнера конкурса ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», «Большой эксперимент на большой перемене» от АНО «Большая перемена». Дополнительно в Год педагога и наставника был определен лучший наставник участников конкурса, а также проведены дополнительные активности конкурса – «Марафон регионов» и «Школьная эстафета».

Наука.рф рассказывает подробнее о победителях.

Запутанные фотоны и чудеса химии

Детективный ролик о том, как световые волны превращаются в цвета, принес победу в категории «Младшая школа» Кире Ивановой из Москвы. Кира ощущала себя детективом, когда искала видео про свет, читала книги и ходила по музеям. Она пообещала когда-нибудь разобраться в том, как запутанные фотоны мгновенно передают друг другу информацию, находясь даже очень далеко друг от друга, поэтому тема следующего ролика звучит многообещающе.

Степан Фомичев из города Щелково Московской области занял 1 место в категории «Средняя школа». Степан с 4-го класса стал заниматься в школьном кружке «Чудеса химии» и на день рождения получил заветный подарок – набор с реактивами для опытов. Чтобы красиво показать химический процесс разложения перекиси водорода, он сделал 6 дублей! Большая часть ролика – импровизация.

Снять эксперимент – один из самых интересных и легких этапов, считает Никита Пекшев из Самары, ставший победителем в категории «Старшая школа». Намного сложнее донести до зрителя простым языком сложные темы. В ролике он рассказал о существующих в физике системах отсчета и их описании.

Домашняя микрозелень для папы и хиральность ракушек

Когда папа Люсии Гаспарян из поселка Шишкин Лес Московской области соблюдал пост, девочка решила его порадовать и вырастила микрозелень. Этой теме посвящено и конкурсное видео, за которое она получила второе место в категории «Младшая школа». В проекте она подробно рассказала, как создать домашний огород и источник витаминов в домашних условиях или в космосе.

Самым сложным было рассказать все на камеру, признается Виктория Степанова из города Райчихинск Амурской области, занявшая второе место в категории «Средняя школа». Она уже была знакома с темой, но в процессе создания видео узнала много нового и интересного: например, что слово «кибернетика» пришло к нам из Древней Греции и в переводе означает «искусство управления».  В будущем хотела бы стать изобретателем, чтобы сделать жизнь людей проще и комфортнее. Виктория сняла видео на тему: «Кибернетика – наука о самоуправляющихся машинах».

В июле 2022 года Владиславу Рыжикову из станицы Кущевская Краснодарского края посчастливилось попасть на борт ледокола «50 лет Победы». Он побывал в Арктике и покорил Северный полюс. А уже в апреле 2023 года занял второе место в категории «Старшая школа». На самом деле он уже опубликовал более 40 видеоуроков с опытами по физике и химии в своем блоге «Наука просто с Владиславом Рыжиковым». А для конкурса снял видео о хиральности, то есть несовместимости объекта со своим зеркальным отражением. Свойство хиральности присуще растениям и животным: есть правые и левые ракушки, спиралевидное строение растений, и даже правые и левые клювы у клестов. В химии хиральные молекулы одинаковы по составу, но их каркасы зеркально противоположны. 

Капиллярный эффект и квантовое бессмертие

Дмитрий Смирнов из Санкт-Петербурга, занявший третье место в категории «Младшая школа», мечтает в будущем стать учителем. Ему нравится объяснять другим то, чему научили в школе. В своем ролике он рассказал о капиллярном эффекте, на котором основано множество бытовых явлений, например, впитывание жидкости с рук полотенцем, шариковая ручка, постоянно «подкачивающая» чернила из стержня.

Первые научные опыты и исследования Иван Петренко из Москвы, получивший третье место в категории «Средняя школа», начал проводить вместе со старшим братом, а в конкурсном ролике рассказал про квантовое бессмертие. В будущем он мечтает стать доктором квантовых наук.

Участвуя в конкурсе, Артем Ефремов из Москвы, занявший третье место в категории «Старшая школа», собрал квадрокоптер на 3D принтере и снял видео, в котором рассказал о роли ученого в современном мире. Он уже шесть лет занимается в Мытищинской школе программистов – в будущем мечтает связать свою жизнь с этой профессией.

Фототропизм, мобильная связь для домашних животных и процесс флотации

Как-то дома москвич Дмитрий Потапов, победивший в номинации «Естественные науки», заметил, что если мама поворачивает цветок от солнца, то со временем его листья все равно направляются к свету, и решил узнать – в чем причина. В своем ролике о фототропизме растений он продемонстрировал устройство, способное поворачиваться в сторону света. 

Илья Кочегаров из города Орехово-Зуево Московской области побеждает в конкурсе уже во второй раз. Сегодня он получил награду в номинации «Информационные технологии и точные науки» за ролик про «умный домик» для его домашних животных. В нем есть, в том числе, «автокормушка», «автопоилка» и функция передачи СМС-сообщения об опасности на телефон хозяина.

Все науки связаны друг с другом, считает Алиса Ким из подмосковного Королева, победившая в номинации «Место человека во Вселенной». Например, у слона маленькая площадь поверхности и большой объем тела. Это значит, что клеток, которые создают тепло, много, а клеток, которые отводят тепло - мало. И слону жарко. А у какого-нибудь маленького зверька, у мышки, площадь поверхности большая, а объем маленький. Получается, что клеток, которые создают тепло у мышки мало, а клеток, которые отводят тепло – много. На этом примере видно, как связаны науки. Мышка и слон – это биология, объем и площадь – это математика, а отвод тепла – это физика. 

Руслан Самарцев из города Сертолово Ленинградской области в своем ролике объяснил процесс флотации и его использования в добыче полезных ископаемых. В будущем мечтает работать в направлении роботехники, а уже сегодня стал победителем в номинации «Науки будущего».

Владислав Стрельников из села Белая Глина Краснодарского края показал социальный эксперимент «Обе белые». Участникам дается установка: их просят назвать, какого цвета пирамидки, но они скажут, что обе белые, хотя одна из них чёрная. Почему? Смотрите ролик победителя в номинации «Социальные и гуманитарные науки»!

Специальные номинации

Три работы, победившие в специальных номинациях, были подготовлены совместно с партнерами конкурса.

Иван Возный из города Райчихинск Амурской области в своем ролике, ставшем лучшим в спецноминации «Цифровой взгляд на мир», рассказал о развитии робототехники и возможностях применения роботов. Он мечтает стать разработчиком таких роботов, которые будут помогать ему и станут друзьями-роботами. Также хочет стать дизайнером компьютерных игр.

Евгений Богдашов из города Заволжье Нижегородской области объяснил на практике, почему фейерверк разноцветный. В своем ролике, победившим в спецноминации «Большой эксперимент на большой перемене», он проводит научные эксперименты по получению пламени разных цветов и определяет, как появляются разные цвета фейерверка.

Владислав Пырков в своем ролике, ставшем лучшим в спецноминации «Авиация будущего», объяснил подъемную силу, благодаря которой самолеты поднимаются в воздух. Он уверен, что нашел увлечение, которое может стать делом всей жизни. Мечтает связать будущую профессию с авиацией и создавать будущее!

Кроме того, в Год педагога и наставника был определен лучший наставник конкурса – им стала педагог МБОУ «Лицей» г. Протвино Марина Кутина, 34 ученика которой вышли в финал.

Напомним, конкурс «Знаешь? Научи!» проводится второй раз АНО «Национальные приоритеты» на платформе просветительской программы Homo Science, созданной при поддержке Госкорпорации «Росатом». Конкурс проходит при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, национального проекта «Наука и университеты».

Генеральным партнером конкурса выступает компания VK. Стратегический партнер — Российское общество «Знание». Также партнерами конкурса стали государственная корпорация «Роскосмос», образовательный сервис Сферум, образовательная платформа «Учи.ру», университет науки и технологий МИСИС, Всероссийский конкурс «Большая перемена», телеканал «Наука», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», телеканал «МИР 24», РХТУ им. Д.И. Менделеева, компания Gallery, Фонд технологической поддержки образования «Навигатор образовательных технологий», Ассоциация «Внедрения инноваций в сфере 3Д образования», ассоциация Science Slam и Российская академия образования.