Исследователь из Томского государственного университета изучил, каким был ректорский корпус десяти университетов Российской Империи и составил коллективный портрет этой ключевой фигуры для российского образования на рубеже XIX–XX веков. Мы поговорили с автором работы — профессором ТГУ Михаилом Грибовским —об этом необычном исследовании.
Предметом изучения в работе стал ректорский корпус десяти университетов Российской Империи — Варшавского (ИВУ), Дерптского (Юрьевского) (ИД (Ю)У), Казанского (ИКУ), Московского (ИМУ), Николаевского в Саратове (ИНСУ), Новороссийского в Одессе (ИНУ), Санкт-Петербургского (ИСПбУ), Св. Владимира в Киеве (ИУСвВ), Томского (ИТУ), Харьковского (ИХУ) университетов. Как сообщает автор исследования, за пределы внимания был выведен Гельсингфорсский университет, который не был включен в общероссийскую систему высшей школы в силу довольно широкой автономии Великого княжества Финляндского, а также Пермское отделение Петроградского университета, поскольку в самостоятельное высшее учебное заведение оно превратилось только с 1 июля 1917 года.
Раньше руководители университетов царского времени за редким исключением не попадали в фокус внимания и почти не становились предметом специальных просопрографических исследований.
Социальное происхождение
Анализ происхождения ректоров российских университетов конца XIX — начала XX в. показывает относительную пестроту вариантов сословной принадлежности семей, из которых они вышли, с преобладанием двух наиболее распространенных категорий — дворянства (43%) и духовенства (24%). С заметным отставанием следуют выходцы из объединенной категории, в которую включены военные и гражданские служащие («обер-офицерский сын», «штаб-офицерский сын», «сын вольного штурмана», «сын чиновника») — чуть больше 10%, из купечества — чуть меньше 10% и из мещан — 8%. Совсем малую часть составляют ректоры из потомственных почетных граждан, крестьян и иностранных подданных.
Образование и научная специальность
Карьера
«Проведенное исследование позволило составить собирательный портрет ректора рубежа XIX–XX вв. (это 50-летний мужчина, вышедший из дворянства или духовенства, доктор права, истории или медицины, получивший высшее образование и сделавший предшествующую карьеру в том университете, который возглавлял), установить, что ректорская позиция для большинства фигур оказывалась вершиной профессиональной карьеры, хотя не исключением были случаи продолжения чиновничьей карьеры, как правило, по линии Министерства народного просвещения. Важно отметить, что, с точки зрения позиционирования, далеко не все ректоры эпохи видели себя „слепыми исполнителями“ воли начальства, а, скорее, исповедовали тактику маневрирования между правительственными и корпоративными интересами. При этом ректор становился фигурой знаковой и даже политической, следствием чего являлось полное обновление ректорского корпуса в переломные моменты истории страны начала XX столетия — в ходе Первой русской революции, а затем в ходе революции 1917 года», — резюмирует Грибовский.
Исследование, поддержанное грантом Российского научного фонда, опубликовано в журнале «Диалог со временем». Оно — часть большого проекта «Разрывы и преемственность в истории российских университетов. XVIII–XXI века». Мы попросили Михаила Грибовского рассказать поподробнее о нем.
«За три сотни лет истории российский Университет пережил массу волн трансформаций. При этом одни элементы университетской жизни оказывались носящими вневременной характер и сохраняли неизменность на протяжении веков, другие — оставались в прошлом, третьи — меняли форму, название или содержание. Наш проект направлен на создание новаторской версии истории российских университетов середины XVIII — начала XXI века, рассматриваемой через призму концепта континуитета университетской истории, с фокусом на таких компонентах, как: эволюция университетской идеи, феномен университетской автономии, организация учебного процесса и научных исследований, реализация университетом «третьей роли», проблема иерархий и неравенства, статус профессора, положение студента, а так же университетские традиции, церемонии и ритуалы», — объясняет профессор ТГУ.
Проект «Разрывы и преемственность в истории российских университетов. XVIII–XXI века» включен в инициативу «Работа с опытом» Десятилетия науки и технологий.