12 злобных научных зрителей оценили научно-популярный контент

Какой научно-популярный контент предпочитают молодые ученые и студенты? Что эксперты могут предложить по созданию и развитию такого контента? Вместе с участниками сессии «12 злобных научных зрителей: оценим научно-популярный контент» мы посмотрим пять тизеров разных научно-популярных шоу, программ, фильмов и подумаем над новыми форматами, которых не хватает в российском научпопе.

Модератор сессии Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» во вступительном слове отметила, что последние несколько лет на медиарынке сформировался новый тренд на создание научно-популярного контента. Кинокомпании, телеканалы и онлайн-платформы выпускают фильмы и сериалы. Только при поддержке АНО «Институт развития интернета» были созданы десятки разноформатных проектов о науке, которые собрали сотни миллионов просмотров. Важно продолжать наращивать темп и совместно со зрителями и представителями творческой индустрии создавать качественный научно-популярный контент.

Сначала участникам сессии предложили назвать впечатлившие их научно-популярные фильмы, шоу или циклы передач.

Софико Шеварднадзе, журналист, автор и ведущая проектов «Вызов Софико» онлайн-кинотеатра START и «Просто о сложном» назвала оскароносный фильм «Оппенгеймер», а также культовый сериал «Теория большого взрыва».

«Мне кажется, что для того культурного кода, который представляет Америка, вот эти два больших проекта просто супер, и хотелось бы, чтобы у нас тоже были такие, только не перенять как кальку, а делать так, чтобы это подходило к нашим менталитету, исторической реальности и культурному коду», — объяснила свой выбор журналист.

«Поскольку я представитель наук о земле, то я обращаю внимание на тот новый контент, который связан с экологией, геологией, и мне очень нравится Жора Каваносян с передачей „Сортировочная“, особенно блог про геологическую проблематику», — поделилась Ирина Оберемок, руководитель ресурсного центра геохимии Лабораторного комплекса Научно-технологического университета «Сириус».

Кирилл Мартинсон, советник директора Научно-исследовательского института прикладного материаловедения АО Концерн «ВКО „Алмаз-Антей“» рассказал о том, что познакомился с шоу «Наука для всех» и уже посмотрел два сезона, потому что тоже должен был принимать там участие.

«Если говорить о зарубежных программах, я, наверное, выделил „Разрушители мифов“. Я до сих пор очень часто пересматриваю старые выпуски. Для меня это такая детская ностальгия, очень классная. А если говорить из того, с чем я познакомился сравнительно недавно, это исторические каналы „Маховик истории“, „Понятная история“, они достаточно крупные и у них огромное количество циклов про историю России, про зарубежную историю», — добавил ученый.

После этого стартовала основная часть мероприятия — просмотр пяти научно-популярных тизеров разных жанров. Эксперты высказывали свое мнение об увиденном, а затем аудитория голосовала зелеными или красными карточками — понравился ли им контент или нет.

Первый проект. Рекламная кампания Десятилетия науки и технологий

Героями кампании становятся молодые ученые — лауреаты премии Президента РФ за достижения в науке и инновациях. Их личные истории служат примером того, что научная карьера сегодня открывает широкие профессиональные перспективы и предоставляет возможность реализовать свой потенциал в сфере высоких технологий, медицины, сельского хозяйства, химии и других научно значимых областях. Четыре ролика кампании показали участникам и гостям сессии.

Рекламная кампания Десятилетия науки и технологий


Андрей Воронин, проректор по образованию Университета науки и технологий МИСИС; заместитель председателя Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию отметил короткий формат и яркую картинку ролика, которая удерживает внимание, однако добавил, что в подобном контенте самый частый объект на экране — это биологический микроскоп.

«Есть нормальное оборудование, и оно тоже красивое. Хватит здесь шаблоны использовать», — высказался эксперт.

«Это новая история, когда ученым и круто быть, и можно нормально жить. Конечно, у нас есть в науке такие технологии, которые можно было показать, но эти люди — герои, потому что они живые и настоящие. Это работает, это искренне, честно и это вдохновляет», — считает Софико Шеварднадзе.

«Мне все четыре понравились, все классные, но основная задача — это все-таки привлечь людей в науку, — напомнил Кирилл Мартинсон. — Конечно, мы 20-секундным роликом людей в науку не привлечем, но мы сделаем главное — обратим внимание, а дальше уже вопрос в том, чтобы люди искали другой научно-популярный контент. Мне кажется, с этой задачей ролики отлично справляются, особенно ролик с Максимом Никитиным. Мне почему-то он кажется особенно душевным».

Второй проект. Мультфильм «БодоБородо» от «Рики»

Следующим стал просмотр мультфильма для детей из цикла о том, что такое IT-технологии. Эксперты высказались более категорично, чем в первом случае. В частности, их смутили образ Деда Мороза, больше напоминающего Санта-Клауса, а также образ главного героя-ворчуна БодоБородо, который не вызывает эмпатии.


«Меня как проректора по образованию всегда "режет", когда мы детей настраиваем на профессии, особенно у таких маленьких. Да не будет через три года этих профессий, нужно говорить не про профессии, а готовить человеку фундамент, давать ему направление, и там дальше он профессию себе найдет. Пока мы будем выпускать, уже поменяются все профкомпании, и эти закроются, а университеты будут всегда», — сказал Андрей Воронин.

«Нужно в научно-популярном контенте для детей давать какие-то фундаментальные знания об устройстве окружающего мира, а не объяснять, кто такой дата-сайентист, потому что через пять лет его реально не будет, весьма вероятно. И еще одна история: образы, которые мы транслируем, должны быть максимально реалистичными и подходящими для современных детей», - подчеркнул Владимир Тодоров, продюсер по документальному контенту Okko.

Кирилл Мартинсон, в свою очередь, выделил неплохой сценарий мультфильма.

«Я в нескольких местах действительно посмеялся искренне. Один раз это было про дата-сайентиста, потому что, согласитесь, это был очень внезапный переход. Как говорится, никто не ожидал испанской инквизиции — просто внезапно. Но сам сценарий по себе действительно неплохой. Но вот в чем для меня главная проблема. Насколько вообще ребенку 4-5 лет надо объяснять про data scientist? Это же ключевая проблема этого ролика и, скорее всего, всех остальных роликов этой серии. Он может быть идеально сделан, там может быть вообще никаких формальных ошибок. Насколько он будет выполнять свою задачу?» — задается вопросом ученый.

Третий проект. Шоу «Вызов Софико»

Новый проект фонда развития научно-культурных связей «Вызов», который выходит в онлайн-кинотеатре START — это большое обсуждение, построенное на диалоге между известными деятелями искусства и выдающимися учеными.


«Этот проект возник совместно вместе с фондом "Вызов", премией "Вызов" — вы все знаете, это такая наша аналогия Нобелевской премии, которая чтит наших ученых, молодых и не очень, и великих, и начинающих и так далее, — объяснила Софико Шеварднадзе. — Современному человеку, который встает перед большими вызовами, становится сложнее. И мы были в поисках некоего ресурса, который мог бы человеку помочь воссоздать свою целостность, почувствовать себя прочно на ногах. И мы подумали, что к науке точно можно попробовать добавить искусство, потому что это два огромных пласта, в которых огромный ресурс для обычного человека. Тебе совершенно не нужно быть ученым или человеком из искусства, чтобы черпать ресурс из этих двух направлений. И вот у нас есть попытка соединить представителей искусства и науки, которые говорят о том, как та или иная сфера помогает человеку в повседневности».

«Это эстетично и классно, очень приятно, когда существует такой микс культуры, искусства и науки, потому что это взаимоопыляет обе аудитории, — уверен Константин Рудер, заместитель директора департамента коммуникаций Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». —  С помощью, так скажем, культурологического аспекта привлекаем людей из культурной сферы в науку, которые не всегда пересекаются. Из научной, соответственно, в культурную. Мне кажется, в этом плюс. И, собственно, мы тут для того, чтобы привлекать людей в науку, поэтому я думаю, что из той огромной  аудитории в нашей стране, которая интересуется больше культурой и искусством, нежели наукой, кто-то да перетечет с помощью вот такого формата, такого контента».

«Такая встреча приводит участников передачи к озарениям, наверное, потому что, когда профессионалы в разных сферах сталкиваются, ну как не сталкиваются, а в единой дискуссии, они же вдохновляют друг друга. Условно, за плечами каждого гигантский путь, гигантские преодоления, и в любом случае есть общие концепции», — сказала Ирина Оберемок.

Четвертый проект. Документальный фильм «Земля, я с тобой»

Фильм кинокомпании «Чайка» снят при поддержке Росатома. В основе сюжета — спор певицы и блогера Арины Даниловой, скептически настроенной к «атому», и заместителя директора департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Константина Рудера, который намерен доказать, что именно атомные технологии — ключ к спасению планеты.


«Мы сняли то, что сняли — практически часовой документальный игровой фильм, — вспоминает Константин Рудер.— В формате тревел-шоу, в нем два человека: один скептически настроенный умник, которого изображаю я, а другой — красивая девушка-блогер Арина Данилова, победитель детского шоу "Голос". Мы отправляемся в разные страны, чтобы вообще для себя понять, атомка — это круто или не круто».

Эксперты на сессии достаточно высоко оценили этот проект.

«Есть великая разница между шоу и документальным кино, таким зрительским. И это все-таки больше шоу-формат. И как шоу-формат это прекрасно, замечательно, это то, что у нас должно существовать, в том числе на федеральном развлекательном ТВ. Если же мы хотим это позиционировать как документальное зрительское кино, то здесь, конечно, нужно немного по-другому крутить "движок", визуал и все остальное», — отметил Владимир Тодоров.

Пятый проект. Вертикальный блог-сериал «Пора по парам» с блогером Яном Диланом.

Блогер Ян Дилан вместе со своей дочкой путешествуют по студенческим кампусам мирового уровня, показывая общежития, лаборатории, библиотеки и прочее. Участники сессии посмотрели выпуск для подростков и их родителей про корпусы МГТУ им. Баумана.


«Это работает, этот ритм держит внимание. Ну и, конечно, когда там такой очаровательный ребенок, это просто беспроигрышный вариант», — считает Софико Шеварднадзе.

«Казалось бы, обилие рекламных интеграций, которые у Яна теперь через ролик, должны были его поломать. Но он превратил это в абсолютно метаироничную историю. Здесь обращали внимание на то, что это все слишком в лоб, так это специально так и сделано. То есть он говорит: да, я участвую в социальной рекламе», — пояснил Владимир Тодоров.

«Очень нравится контент Яна Дилана. Я, вообще, наверное, могу назвать себя его фанаткой, поэтому в какой-то степени не могу объективно оценить этот ролик, — призналась блогер Варвара Лазовацкая, студентка РАНХиГС. — Мне просто нравится он, потому что это его привычный формат, очень классные панчи, я не знаю, как он это все придумывает. То есть его работа — это то, что нейросети не заменят никогда. Мне очень нравится. Это же серия, я уже хочу посмотреть следующие ролики. В какой-то степени я даже согласна со словами этой девочки, что да, сейчас уже в третьем классе нужно начинать определяться с вузом».


Опрос, проведенный среди участников сессии «12 злобных научных зрителей: оценим научно-популярный контент», позволил выявить ключевые ожидания аудитории от научно-популярных материалов. Наиболее значимым эффектом участники назвали мотивационный — вдохновляющий на изучение науки (23,4%). На втором месте оказался познавательный эффект, обеспечивающий представление новой информации и трансляцию знаний (22,4%). Третью позицию занял образовательный эффект — помощь в понимании сложных тем (15,4%).

Участникам также предложили определить, какие форматы научно-популярного контента сегодня нуждаются в первоочередной поддержке и финансировании. Лидерами по итогам опроса стали сериалы о науке и ученых (18%) и художественные фильмы на научную тематику (17,5%), причем эти варианты опередили по предпочтениям короткие форматы — рилсы, сториз и аналогичный контент, которые заняли третье место (14,9%). Существенно меньший интерес участники проявили к документальным фильмам о науке и ученых, которые получили 8,2% предпочтений.