200 лет со дня рождения основоположника российской авиации А.Ф. Можайского

Будущий ученый и инженер родился 21 марта 1825 г. в Финляндии в семье моряка. Он продолжил семейную династию и поступил на службу во флот. К 30 годам опытного морского офицера начала манить другая стихия — небо.

В 1856 году, наблюдая за полетом птиц, Александр Федорович Можайский задумался над идеей создания летательного аппарата, основанного на аэродинамическом принципе. Можайский занялся научным изучением полета птиц, а также их анатомии в части, имеющей отношение к полету. Он отстреливал птиц сам, а также скупал убитых птиц у местного населения. На каждую отстреленную птицу заводилась карточка, содержащая высоту полета птицы, ее геометрические параметры и вес.

Ему потребовалось 20 лет, чтобы с успехом демонстрировать полеты модели своего самолета. В 1881 году Можайский создал один из первых в мире летательных аппаратов с двигателем — «летательный аппарат Можайского», который стал важным шагом на пути к освоению воздушного пространства.

Можайский не только разработал конструкцию своего летательного аппарата, но и провел множество экспериментов, стремясь сделать авиацию доступной и безопасной. Его трудолюбие и преданность делу стали примером для будущих поколений ученых и инженеров, а исследования легли в основу дальнейшего развития авиации в России.

Опыт Можайского оказал значительное влияние на создание в России аэродинамической теории, а также на практику авиации. В проекте самолета Можайского были заложены конструктивные идеи, которые использовались при дальнейшем развитии авиации. Например, в 1913 году на Балтийском заводе в Петербурге появился тяжелый самолет «Русский витязь». Самолет был предназначен для стратегической разведки. «Русский витязь» стал родоначальником тяжелых бомбардировщиков, транспортников, разведчиков и пассажирских авиалайнеров. В 1914 году под руководством И. Сикорского построили серию самолетов типа «Илья Муромец» — первый в мире тяжелый многомоторный бомбардировщик с двигателями, расположенными в крыле.

Позже, в 1947 году, был выпущен первый отечественный пассажирский самолет Ил-12 для массовых перевозок. Он мог вмещать до 32 человек и совершать рейсы на расстояние до 1250 километров. А в 1968 году в воздух поднялся Ту-154, который стал самым массовым самолетом отечественного производства.

Однако именно Можайский первым в мире достиг современного облика самолета. В своем аппарате изобретатель предусмотрел все основные конструктивные группы современного самолета: планер, включающий крыло, фюзеляж, шасси, проводку управления и силовую установку.

Россия одна из немногих стран в мире, которая реализует весь цикл создания такой сложной техники как самолет: от эскизного проектирования до летной эксплуатации и утилизации. Парк российской авиационной техники очень разнообразен. Он включает в себя бомбардировщики, истребители, пассажирские, грузовые летательные аппараты, беспилотники, боевые суда.

Современная авиастроительная отрасль в России ориентирована на отечественное производство и курс на технологическую независимость и комплексное импортозамещение. Сегодня перед российским авиастроением стоит амбициозная задача — довести к 2030 году долю отечественных самолетов до 50% в общем парке.