Сортировка состояла из пяти категорий: безнадежные и смертельно раненые; тяжелораненые, требующие безотлагательной помощи; серьезно раненные, которым помощь нужна безотлагательно, но не хирургическая, а «предохранительная» (речь в первую очередь идет о лечении переломов); раненые, которым нужна помощь для дальнейшей транспортировки; легкораненые, которым требуется перевязка или извлечение поверхностно сидящей пули.
Сортировку раненых по Пирогову позднее с успехом применяли и в армиях противника. Эта система позволяла спасать тех, кто нуждался в помощи немедленно, и рационально распределять ресурсы.
Николай Пирогов первым применил эфирный наркоз в боевых условиях, на Кавказе, в 1847 году, что стало настоящей революцией. Для своего времени это было невероятно смелое решение, ведь до этого операции проводились без обезболивания.
Он был не только хирургом, но и блестящим анатомом. Н.И. Пирогов разработал метод анатомии по распилам замороженных тел, позволивший изучать человеческое тело в естественном положении органов. Этот подход лег в основу топографической анатомии — науки, которой до сих пор учатся будущие хирурги.
Николай Иванович считал, что образование — это не роскошь, а основа прогресса. Он одним из первых заговорил о необходимости всеобщего обучения, занимался реформой гимназий и университетов, настаивал на обучении женщин медицине, что по тем временам было революцией. Во время Крымской войны Пирогов впервые организовал работу сестер милосердия — женщин-добровольцев, ухаживавших за ранеными. Его подход к медицине как к служению людям и обществу дает ориентиры молодым врачам, исследователям, педагогам.
Имя Николая Пирогова носят научные премии, госпитали, медицинские университеты. Один из них — Российский национальный исследовательский медицинский университет (РНИМУ им. Н. И. Пирогова), где в 2024 году совместно с биотехнологической компанией BIOCAD был разработан инновационный препарат для лечения болезни Бехтерева — хронического воспалительного заболевания, поражающего суставы и позвоночник.
Сегодня в РНИМУ им. Н.И. Пирогова работает целое поколение талантливых молодых ученых, которые продолжают традиции великого хирурга и совершают настоящие научные прорывы. Среди них — Григорий Асватурович Чувараян, который в своей кандидатской диссертации впервые в мире сравнил, обобщил и предложил оптимальную хирургическую тактику лечения коарктации аорты у детей первого года жизни.
«Вклад Н.И. Пирогова в развитие медицины безграничен. Он создал институт медицинских сестер, без которых сегодня невозможно представить ни одну операционную. Квалифицированная медицинская сестра выступает не просто помощником, а полноценным партнером хирурга в процессе проведения операций и ухода за пациентами. Также введение эфирного наркоза оказало колоссальное влияние на медицину: часто люди умирали от болевого шока, а не от кровопотерь и тяжелых травм. Это еще раз показывает, что Н.И. Пирогов всегда смотрел в корень проблемы», — рассказал Григорий Чувараян, сосудистый хирург, доцент кафедры факультетской терапии Института материнства и детства РНИМУ им. Н.И. Пирогова, кандидат медицинских наук.
Молодой доктор отмечает, что в настоящее время в медицине активно развивается искусственный интеллект. Он уже применяется в сердечно-сосудистой хирургии, помогая врачам в базовых подсчетах, оценке ангиограмм (снимков, которые получают в результате ангиографии) и данных КТ/МРТ.
В эпоху, когда вопросы здравоохранения, профилактики, ранней диагностики становятся все более актуальными, наследие Пирогова — его сочетание науки, практики и гуманизма — приобретает новое значение. Николай Пирогов умер в 1881 году под Винницей, где он провел последние годы жизни. Тело было забальзамировано и выставлено в стеклянном саркофаге в усыпальнице в его имении, что является уникальным памятником истории медицины.