280 лет со дня выхода в свет первого официального географического атласа России

13 сентября 1745 года вышел в свет первый официальный географический «Атлас Российский» — грандиозный прорыв в отечественной картографии, изданный Академией наук. Атлас, состоящий из 19 карт, представлял собой логически связанный свод высокоточных карт всех территорий Российской Империи. Указ о составлении атласа был издан Петром I, а на его составление ушло 20 лет.

Президент Русского географического общества Сергей Шойгу в 2021 году при переиздании атласа говорил об этом: «Впервые огромная территория России, занимавшая 1/8 часть поверхности суши, изображена на картах, составленных на основе инструментальных съемок».

Издание было переведено на немецкий, французский и латинский языки. Тогда, как и теперь, задача была в объединении разрозненных региональных данных в единое географическое целое — для науки, управления, образования и культуры. Сегодня Россия продолжает эту традицию в формате цифровых карт, электронных атласов, национальных проектов, наследуя эпоху Просвещения и научной картографии.


«Цель проектов такого уровня — создание фундаментальных основ научного знания о географическом пространстве, соединение прошлого и настоящего, культуры и науки. Новые геопространственные технологии, цифровое картографирование, ГИС‑инструменты — это современное продолжение той же исторической миссии: дать понимание территории, её структуры и динамики для самых разных пользователей», — рассказал Алексей Медведков, доцент кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук.

Сегодня растут запросы крупных компаний и государственных структур к качеству геопространственных данных необходимых для лучшего понимания осваиваемой территории. Алексей Медведков и его коллектив разработали технологию выявления участков с многолетней мерзлотой в условиях ее спорадического развития. 

Она может быть использована для идентификации мерзлотных условий с целью минимизации экологических рисков в районах добычи полезных ископаемых и при их транспортировке, а также для повышения эффективности пожарной охраны лесов, имеющей не меньшую актуальность, учитывая высокую горимость мерзлотных ландшафтов.