Цена гипотезы: в российских вузах появятся стартап-студии

В рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» продолжается конкурсный отбор вузов, на базе которых будут открыты 15 пилотных университетских стартап-студий. В этом году на их создание направят 1,5 млрд рублей. Рассказываем, что такое фабрика стартапов и как в ней заработать первый капитал.

Фабрики для вузов

Принцип работы стартап-студии состоит в том, что она занимается быстрой проверкой ценности бизнес-гипотез и массовым производством новых компаний. Для запуска проекта фабрика предоставляет стартаперу «полный пакет» — экспертную и инвестиционную оценку, анализ рынка и целевой аудитории, предпроектные исследования. 

В России действует около десятка крупных фабрик стартапов, но к вузам они не имеют прямого отношения, за исключением студии Университета Иннополис, которая специализируется на разработках в области IT и робототехники. Ее руководитель Артем Усов отмечает, что появление фабрик стартапов с уклоном в науку станет способствовать ускоренному развитию навыков предпринимательства у молодежи. Ведь помимо погружения в собственный проект студент выступает ментором для проектов на ранней стадии развития, и студия оплачивает его работу, заключив трудовой договор. 

Теперь аналогичная модель будет масштабирована на вузы, образовательный профиль которых совпадает с приоритетными направлениями научно-технического прогресса страны. 

Дело выгодное

Стартап-студии – часть комплекса мер по развитию молодежного предпринимательства. Согласно федеральному проекту, к 2030 году в вузах будет проведено 1350 акселерационных программ и открыто 150 предпринимательских Точек кипения. «Точки помогают в процессе мозгового штурма очертить контуры будущей бизнес-идеи, которую затем можно принести в стартап-студию», - поясняет руководитель Сетевого центра технологического прогнозирования и предпринимательства СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Максим Лисица. 

От акселераторов и инкубаторов фабрика стартапов отличается тем, что работает проактивно. Идеи генерирует профессиональная команда, в которую помимо сторонних экспертов могут входить студенты, недавние выпускники и сотрудники университета. «Основой каждого стартапа является выверенная рыночная гипотеза о продукте или сервисе, которую предлагает сама студия», - отмечает ведущий специалист проектного офиса стартап-студий Антонина Штолина.

Соучредители из числа высокотехнологичных корпораций тоже станут поставлять свои гипотезы для апробирования. Самые перспективные идеи студия поможет реализовать в обмен на долю в стартапе. В уставном капитале новой компании на долю студии должно приходиться не меньше 10%, тогда как юрлицам со стороны, не имеющим отношения к вузу, может принадлежать не более 50% долей. Компания, чей продукт готов к серийному производству, будет продана, а прибыль вложат в следующие проекты.

Кому что причитается

Модель привлекательна еще и потому, что с июля вступила в силу государственная программа возмещения инвестиций. Инвесторы, вложившие средства в технологические стартапы университетов, смогут компенсировать до половины затрат за счет федеральных субсидий, в бюджете на это отведено более 3 млрд рублей.

Вознаграждение студента – не только доход от продажи стартапа, но и приобретение навыков экспертной деятельности в рамках производственной практики. Подобные навыки могут пригодиться для защиты ВКР по программе «Стартап как диплом» или участия в грантовом конкурсе «Студенческий стартап». Кроме того, у студентов появится возможность взять академический отпуск на время доработки своего проекта. 

До самых дальних уголков страны

Стартовым мероприятием федерального проекта стали встречи по технологическому предпринимательству, которые в конце прошлого года прошли при поддержке Минобрнауки во многих российских вузах. Студенты в формате ролевой игры учились разрабатывать концепцию новых наукоемких проектов. Часть из них уже вызвала интерес реального бизнеса, причем в некоторых случаях этот бизнес был создан как юрлицо самим университетом. Например, Дальневосточный федеральный университет стал учредителем Инновационно-технологического центра «Русский», который занимается развитием высокотехнологичного бизнеса на Дальнем Востоке и продвижением наукоемких технологий на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. 

«Стартап-студия ДВФУ будет работать по направлениям технологического прорыва, условия для которого создаются в нашем центре, - делится планами генеральный директор фонда развития центра Елена Харисова. – Это биомедицина, морская инженерия, биотехнологии, агропром и аквакультура, инфокоммуникационные технологии». По словам собеседницы, фабрика стартапов не создает какую-то особую экономическую зону, она предоставляет студенту возможность реального действия, «боевые условия», ускоряющие формирование деловой хватки.

В течение Десятилетия науки и технологий планируется запустить не менее 30 тыс. университетских стартапов, а количество стартап-студий довести до 50, чтобы как можно больше вузов стали местом старта и дальнейшего продвижения бизнес-идей. Кроме того, реализуются инициативы «Проектирование будущего» и «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества», и они тоже подсвечивают перспективы развития молодежного предпринимательства.

конкурсный отбор вузов, на базе которых будут открыты 15 пилотных университетских стартап-студий. В этом году на их создание направят 1,5 млрд рублей. Рассказываем, что такое фабрика стартапов и как в ней заработать первый капитал." sharing-image="https://xn--80aa3ak5a.xn--p1ai/upload/iblock/917/ik0v26qh8mklbldujf5bm8hyokvaa6ct/_%D0%A6%D0%95%D0%9D%D0%90%20%D0%93%D0%98%D0%9F%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%97%D0%AB%20%D0%92%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%A5%20%D0%92%D0%A3%D0%97%D0%90%D0%A5%20-%201400%D1%85900.png" >