Площадь ледяного покрова играет важную роль в регулировании климата Земли, поскольку она влияет на температуру воздуха, а также на перемещение океанических и воздушных масс, то есть на течение и ветер. Однако отслеживать площадь, занятую льдами, и то, как она меняется из года в год и в зависимости от сезона, довольно сложно, потому что полярные регионы труднодоступны для постоянных наблюдений. При этом следить за ледяным покровом важно не только для контроля климатических изменений, но и для обеспечения безопасности судоходства в Арктике и Антарктике. Традиционно для мониторинга используют радиометры, а также инфракрасные и оптические сенсоры.
Ученые из Института прикладной физики имени А. В. Гапонова-Грехова (Нижний Новгород) и Всероссийского научно-исследовательского института физико-технических и радиотехнических измерений (Солнечногорск) предложили использовать сигналы глобальных навигационных спутниковых систем (например, GPS и ГЛОНАСС) для картирования ледяного покрова Арктики и Антарктики.
Ученые использовали данные со спутника, полученные для Охотского моря, а также южной части Атлантического океана и моря Уэдделла у берегов Антарктиды. Анализируя изменения частоты сигналов — доплеровские спектры, — исследователи смогли определить, от чего эти сигналы отразились — ото льда или от воды. Ключевым отличием стало то, что морской лед отражает сигналы как плоская поверхность, тогда как на открытой воде даже при полном штиле есть волны. В результате отражение ото льда на спектре выглядит как острый пик, а от воды — как пологий «колокол».
В результате обработки большого массива экспериментальных измерений ученые разработали модель, предсказывающую форму доплеровского спектра сигнала, отраженного от ледяного покрова или открытой воды при разных условиях зондирования. При построении модели авторы, помимо L-диапазона сигнала, учитывали еще один — более высокочастотный (12–18 ГГц) Ku-диапазон. Он обеспечивает большую детализацию (лучшее пространственное разрешение), чем L-диапазон — позволяет «увидеть» мелкую структуру льда, но сильнее ослабляется дождем и облаками. Сравнение Ku- и L-диапазонов позволило убедиться в надежности выявленных закономерностей, сообщили в пресс-службе Российского научного фонда.
Полученная модель дает возможность определять тип поверхности по форме доплеровского спектра. Алгоритм анализирует два ключевых параметра: «остроту» спектра (коэффициент эксцесса) и его ширину (дисперсию). Чем более высок и узок пик в спектре, тем выше вероятность, что сигнал отразился ото льда. Практические испытания в Охотском море показали высокую эффективность метода, демонстрируя надежную работу даже в сложных метеоусловиях.
Результаты исследований, поддержанных грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса».