Антропоморфный робот-нейропсихолог «Егорка» прошел первые испытания

Человекоподобный робот «Егорка», созданный на Камчатке, поможет в работе дефектологам и нейропсихологам. Онпрошел первые испытания, а программное обеспечение – регистрацию в Роспатенте. Робота разработал выпускник факультета естественных и технических наук Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга Дмитрий Раевский по программе «Стартап как диплом», сообщила пресс-служба вуза.


Новый инструмент призван помочь специалистам, которые работают с детьми, имеющими ментальные особенности. Исследования показывают, что маленьким пациентам с расстройством аутистического спектра (РАС) бывает сложно общаться с людьми, они пугаются, замыкаются в себе. Тогда как робот, имеющий антропоморфные черты, воспринимается детьми как безопасный компаньон по игре, которому можно доверять. Общение с ним поможет развить коммуникативные навыки, социализировать ребенка, расширить его кругозор. При общении с роботом у малыша с РАС увеличивается степень концентрации на заданиях, он лучше вовлекается в процесс, что благоприятно сказывается на результате занятий, подчеркнули в КамГУ.

«Егорка» уже провел серию занятий как для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так и для нормотипичных, в возрасте 3-6 лет. Тестирование по оценке эффективности робота в поддержке социализации детей с расстройствами аутистического спектра и его влияния на развитие социальных и когнитивных навыков проходили в санатории «Жемчужина Камчатки» и в Камчатском детском нейрологопедическом центре.

«Егорка» повторяет строение тела человека. Он умеет двигать руками, головой, владеет мимикой (она появляется на мониторе на голове), умеет улыбаться, жмуриться, показывать удивление, радость и другие эмоции. А на вмонтированном в туловище робота сенсорном экране транслируются картинки и видеоролики.

Изначально автор проекта и куратор – доцент кафедры информатики и математики, руководитель Центра IT-компетенций КамГУ им. Витуса Беринга, кандидат физико-математических наук Александр Рязанцев – создавали робота для работы с детьми с РАС. Разработкой заинтересовались и специалисты, которые работают с пациентами с ДЦП.

«В течение семи лет мы с коллегами работали в научной лаборатории образовательной робототехники над темой по использованию человекоподобного робота NAO для коррекции отклонений у детей с ранним аутизмом. Многие наработки, полученные в лаборатории образовательной робототехники, были реализованы при создании Егорки. Вместе со студентами я создавал программы для этого робота, а практическую работу с детьми с РАС вела доцент кафедры теоретической и практической психологии КамГУ им. Витуса Беринга, кандидат психологических наук Галина Литвинова. Совместно мы разработали серию коррекционных занятий, которые были загружены в нашего робота», — рассказал руководитель Центра IT-компетенций КамГУ им. Витуса Беринга Александр Рязанцев.

У каждого из 10 занятий определенная тема: цветные фигуры, дикие и домашние животные, фрукты и овощи, времена года. Всего 10 упражнений. Они делятся на три типа и все рассчитаны на детей с РАС возрастом 3 – 7 лет.

Робот называет предмет, который демонстрируется на его мониторе, при этом задействует «свои» эмоции, мимику, жестикуляцию руками. Затем ребенок проходит тестирование по пройденному материалу и выбирает правильные ответы. В конце занятия на мониторе Егорки появляются видеоролики, на которых робот танцует, а ребенок либо повторяет движения, либо отдыхает и наблюдает.

Занятие с «Егоркой» длится 15 минут. Дефектологи и нейропсихологи считают, что «вводить» его в работу лучше в середине курса терапии, а подключать к образовательному процессу – в конце коррекционного занятия, когда ребенок уже настроился.

«В робота можно загружать программы для разных детей, в том числе, и тех, которые не имеют ментальных нарушений. После испытаний Егорка получит сертификаты, подтверждающие его безопасность в работе с детьми, и его можно будет устанавливать в детсадах, поликлиниках, коррекционных центрах», – отметил Дмитрий Раевский.

Стоимость устройства в пять раз меньше западных аналогов.