Могильник Чумыш-Перекат расположен на северо-востоке Алтайского края, в малоизученном районе, на границе лесостепи с горно-таежными ландшафтами Салаирского кряжа. Памятник был открыт случайно, по обнажившимся в береговом обрыве костям человека и оказался уникальным «слоеным пирогом» древней истории. В 2014-2019 гг. здесь были исследованы погребения от эпохи неолита до раннего средневековья. Особую научную ценность представляет серия из 17 раннесредневековых захоронений (VII–VIII вв. н.э.), практически нетронутых грабителями. Для лесостепного Алтая этого периода погребальные комплексы такого типа крайне редки, что делает Чумыш-Перекат одним из ключевых памятников для понимания исторических процессов, происходивших здесь в эпоху Тюркских каганатов.
«Пять полевых сезонов совместной работы с учеными АлтГУ до сих пор приносят новые результаты. Мы получили в свое распоряжение целый комплекс разновременных материалов, но именно раннесредневековая группа погребений выделяется своей сохранностью и необычным сочетанием культурных традиций», — рассказал старший научный сотрудник Отдела археологии Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН Алексей Фрибус.
Одной из самых неожиданных и интересных находок стала бляха с изображением трех медведей «в жертвенной позе». Прямоугольные бронзовые бляхи, изображающие головы медведей, уложенные между передними лапами, являются характерным элементом охотничьих культов народов лесной и таежной зоны Евразии — от Урала до Енисея, однако за пределами этой «северной зоны» они ранее были не известны. Бляха была обнаружена в одном из женских погребений, частично нарушенном в древности. Поскольку в процессе проникновения в могилу вещи остались нетронутыми, ученые предполагают, что ограбление могло носить ритуальный характер.
Сочетание в одном погребении «северного» культового предмета и «южных» элементов костюма стало отражением общей тенденции синтеза традиций разных культур на данном памятнике. Это подтвердили и другие находки. Например, была исследована серия мужских погребений в сопровождении коня, вызывающая прямые ассоциации с погребальным обрядом древних тюрок. Однако здесь, в лесостепи, этот обряд был воспринят по своему: почти все животные помещались в могилу в разрубленном состоянии, что указывает на своеобразную интерпретацию чуждого обычая.
Другим маркером тюркского влияния можно считать элементы конской упряжи и наборные пояса. В культуре кочевников богато украшенный пояс является атрибутом мужчины-воина. Но на Чумыше их носили не только мужчины, но и женщины, и даже дети, что может говорить об иной социальной функции этого атрибута в местной среде. Таким образом, в материалах могильника Чумыш-Перекат наблюдается своеобразный синтез самодийских, угорских и тюркских традиций. Результаты исследования позволяют проследить первые шаги кочевнической культуры на север и ее взаимодействие с обитателями сибирской лесостепи.
Полевые работы на памятнике в 2014-2019 гг. осуществлялись при частичной финансовой поддержке Государственного музея-института семьи Рерихов (г. Санкт-Петербург).
Результаты исследования опубликованы в Вестнике археологии, антропологии и этнографии.