За всю историю исследований пещер с рисунками эпохи палеолита археологи обнаружили в Европе около 400 подобных подземных святилищ. Фигуры животных и геометрические знаки на их стенах были либо вырезаны тонкими линиями и представляют собой своеобразные гравировки, либо нарисованы минеральными красками черных, жёлтых и красных оттенков. Пигменты последних двух цветов активно использовались палеолитическими людьми и в ритуалах, проводившихся в пещерах с настенными изображениями, о чем свидетельствуют остатки красок из культурных слоёв этих памятников.
Выбор черного, желтого и красного цветов для создания рисунков был обусловлен, по мнению ряда ученых, рамками строгих ограничений символической культуры, поскольку на открытых стоянках, где проходила повседневная жизнь людей, изредка находят свидетельства использования более широкой палитры цветов, включая белый, фиолетовый, зелёный и синий. Разнообразие же оттенков напрямую зависело от доступности минеральных источников сырья и рецептуры приготовления красочных составов, включая степень измельчения твердых минеральных частиц.
Определение минерального состава и возможных мест происхождения сырья для получения голубой краски планируется начать после завершения разбора археологических находок.
«Резкое обрушение тезиса о строгой предопределенности использования трех цветов в пещерных святилищах с настенными изображениями верхнего палеолита в корне меняет устоявшиеся за последнее столетие представления не только о символике цвета пещерного искусства, но и об облике и развитии культуры палеолита. Выявленные факты, свидетельствующие о значительно более сложном уровне культуры верхнего палеолита, являются, по сути, одним из важнейших открытий последних лет не только в области истории искусства и визуальной эстетики, но и поведенческих основ сложных человеческих сообществ позднего плейстоцена», — рассказал руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ Владислав Житенёв.
«Сделанные нашими студентами находки очень серьезно меняют современные научные представления о художественных практиках верхнего палеолита, а также поисковые критерии в нашей области археологии. Вероятной причиной отсутствия знаний о более широком спектре использовавшихся в верхнем палеолите цветов может быть как малая площадь исследований пещерных святилищ, что обусловлено необходимостью сохранения этих хрупких объектов наследия, так и особенности методических подходов к изучению памятников археологии, которые постоянно совершенствуются», — добавил ученый.