Археологи обобщили данные о свинцовых древнерусских пломбах, которые в научной литературе называются «пломбами дрогичинского типа». Это особые материальные метки, которые использовали в домонгольский период при совершении торговых и таможенных операций на всей территории Древней Руси.
Статья с этой работой опубликована в выпуске № 20(30) «Новгородского исторического сборника».
В основе публикации лежит подробная вступительная статья к топографической сводке находок древнерусских пломб в первом томе издания «The Sphinx of Slavic sigillography — small lead seals of „Drohiczyn type“ from Czermno in their East European context / Sfinks slowianskiej sfragistyki — plomby „typu drohiczynskiego“ (Kraków, Leipzig, Rzeszów, Saint Petersburg, Warszawa, 2019), вышедшем на польском и английском языках. Книга стала крупнейшим событием в области изучения древнерусских товарных пломб. Публикация статьи, в которой обобщены данные по топографии находок пломб, зарегистрированных до сентября 2018 года, поможет специалистам в дальнейшем сборе материала и изучения этой категории материальной культуры русского Средневековья.
«Археология — это не только статусные и яркие артефакты. Картину экономической жизни древнерусского государства чаще иллюстрируют предметы, казалось бы, внешне не самые примечательные. Топография находок древнерусских торговых пломб подтверждает это правило. Этот тип средневековых древностей известен около 150 лет, но до настоящего времени они не были полноценно изучены, до сих пор не до конца ясна их функция. Скорее всего, пломбы использовали при торговых операциях: ими опечатывали товары, они могли служить метками при взимании пошлин. Опубликованная статья впервые показывает обширную топографию мест утилизации пломб, что может служить одной из характеристик экономических связей древнерусских княжеств», — рассказал автор статьи, заместитель директора ИА РАН по науке Петр Гайдуков.
Древнерусские пломбы — это небольшие, от 7 до 15 мм, круглые или овальные кусочки свинца со сквозным каналом, с оттисками рисунков на обеих сторонах. Впервые пломбы этого типа нашел в 1864 году польский археолог Мечислав Амброжевский на песчаной отмели реки Западный Буг у города Дрогичин (отсюда и их название).
В конце XIX века древнерусские пломбы были обнаружены еще в нескольких местах: в Новгороде, Киеве, Пскове, Твери, на Днепре под Екатеринославом, на Оке под Рязанью и на реке Вилии под Вильно. Этими находками заинтересовался историк, специалист в области сфагистики Николай Лихачев. Он много лет работал над подготовкой «Сфрагистического альбома», таблицы которого готовились по мере накопления в его коллекции древнерусских печатей и пломб. К 1917 году его альбом пополнили изображения 161 пломбы из Дрогичина, Киева, Новгорода, Пскова, были даны их описания.
После смерти Лихачева изучение древнерусских пломб прекратилось и возобновилось лишь в 1970–1990-х годах. Находки были зарегистрированы в Старой Рязани, Торжке, Белоозере, Старой Руссе, Смоленске, в Подмосковье и Городце в Нижегородской области. Также были зафиксированы новые точки находок в Польше, Украине, Беларуси, Литве.
Ко времени выхода сборника «The Sphinx of Slavic sigillography…» количество находок древнерусских пломб, зарегистрированных на территории шести государств, увеличилось вдвое — более 30 600 экз. Эти данные легли в основу топографической сводки Петра Гайдукова, насчитывающей 926 номеров.
Топография находок показала, что их места и количество распределены довольно неравномерно. Примерно половина всех находок — около 15 200 — происходит из четырех воеводств Польши. На Россию приходится около 7700 находок (из 18 областей), Украину — более 6650 пломб, Беларусь — более 1000, в Литве найдено 37, а на территории Латвии — одна пломба.
В России пломбы зарегистрированы в основном на территории средневековых городов. Наибольшее количество пломб происходит из Новгорода и его окрестностей (более 3100 экземпляров), Городца на Волге (более 1600) и Смоленска (более 1030 экземпляров, причем почти половину составляют заготовки для пломб).
Изображения, оттиснутые на пломбах, связаны с христианской тематикой: святые, кресты, а также буквы, цифры, геометрические фигуры. Самыми распространенными были изображения святых, процветший крест, треугольник с крестом. На значительной части пломб встречаются княжеские знаки Рюриковичей. Как полагают исследователи, они могут служить указанием на торговые операции, совершавшиеся от имени князя. Изредка на пломбах встречаются следы повторного оттиска изображений — свидетельство ее переутверждения другим буллотирием и вторичного использования.
По мнению ученых, такие пломбы использовали для маркировки товаров в домонгольский период, от конца XI века до первой трети XIII века. В последние годы эти предположения подтвердились благодаря применению дендрохронологического анализа при исследовании пломб, найденных при раскопках в Новгороде. Самые поздние пломбы, датируемые концом XIII–первой половиной XIV века, заметно отличаются от остальных: это пломбы малого размера с буквами С и Ф. Подобные пломбы также найдены в слоях XIII–первой половины XV века в Москве и Вязьме.
«Опираясь на новгородские датировки, появление свинцовых пломб в Восточной Европе можно относить к последнему десятилетию XI века. В XII веке пломбы массово использовались в экономической жизни древнерусских княжеств, а их исчезновение связано, вероятно, с монгольским нашествием 1230-х годов, повлиявшим кардинальным образом на экономику и торговлю Руси. Открытый недавно в Москве, Вязьме и Новгороде новый сфрагистический материал показывает, что практика опечатывания товаров в период монгольского владычества после какого-то перерыва, вероятно, стала постепенно возрождаться», — отметил Петр Гайдуков.
По его словам, маленькие свинцовые пломбы становятся важным свидетельством экономических и торговых связей древнерусских княжеств.