Археологи создали виртуальный тур по Боярским писаницам в Хакасии

В Институте археологии и этнографии СО РАН создали виртуальный тур по Боярским писаницам, уникальному комплексу наскальных изображений в Хакасии, представляющему жизнь деревни кочевников две тысячи лет назад. Художники изобразили жилища, бытовые предметы и своих современников. Виртуальный тур создан при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».


Боярские писаницы в Республике Хакасия — комплекс из шести местонахождений петроглифов, в число которых входят, в частности, Большая Боярская писаница (наиболее популярная у туристов), Малая Боярская и др.


Самые известные изображения Боярских писаниц — это «деревни» раннего железного века (III века до н.э. — II века н. э). На больших плоскостях-фризах изображены жилища — войлочные юрты, бревенчатые срубы и даже глинобитный дом, не типичный для данной местности. У жилищ видны жители (некоторые из них верхом), скот (козлы, бараны и быки), домашняя утварь — котлы, бочонки и др. 

Как рассказала одна из исследовательниц памятника, кандидат исторических наук Лидия Зоткина, «именно по котлам характерной формы, а также по сложносоставному луку в руках одного из персонажей удалось датировать изображения». За пределами поселения показаны олени, некоторые со стрелами в спинах.

Исследователи не пришли к однозначному мнению, являются ли композиции Боярских писаниц изображением реального поселения или мифологической «деревни предков». Среди жителей деревни внимание ученых привлекает фигура человека (возможно, шамана или божества) с поднятыми вверх руками, окруженная крупными выбоинами. Это может быть изображение человека под дождем или снегом, или божества, дарующего благодать.

Большую и Малую Боярские писаницы открыл в 1904 году исследователь и просветитель Александр Адрианов. В начале 1930-х археолог Михаил Грязнов сделал первую прорисовку изображений Малой писаницы и впервые начал анализ устройства общества, представители которого создали изображения.

В начале 1950-х другой советский археолог Сергей Киселев опубликовал подробное описание петроглифов, уделив особое внимание конструкциям жилищ. Масштабное изучение писаниц началось в 1960-70-е в связи с работами под руководством Марианны Дэвлет. Она выпустила первую и пока единственную монографию о памятнике, уделив в ней особое внимание связи изображений с культовой деятельностью.

С 1980-х гг. и по настоящее время продолжается систематическое изучение писаниц, в том числе, при участии Института археологии и этнографии СО РАН, ученые обнаруживают новые изображения и уточняют уже известные.