27 ноября 2025 года в рамках V Конгресса молодых ученых участники сессии «Атом должен быть рабочим, а не солдатом» обсудили новые направления применения энергии атомного ядра в мирных целях — от энергетики и промышленности до медицины и науки.
Как подчеркнул модератор сессии, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, «наука создает то, чего нет, и формирует будущее». В качестве примера он привел атомную отрасль: «Мы создали ядерную энегетику, запустив первую в мире АЭС, и остаемся в этой сфере абсолютными лидерами». Он отметил, что современная атомная энергетика — экологически чистая технология: «Здесь не выделяется ничего, кроме энергии. Есть только одна опасность — отработка ядерного топлива: оно радиоактивное, его надо хранить. Но если мы реализуем до конца схемы замкнутого ядерного топливного цикла, то это будет абсолютно безопасная зеленая атомная энергетика».
На сессии обсудили применение Мегасайенс для проведения фундаментальных исследований и разработки новых технологий. Председатель правления Ядерное общество Ирана, заместитель руководителя Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Джавад Карими Сабет считает, что использование инфраструктуры Мегасайенс, мощных источников нейтротронов, синхротронов и крупных исследовательских центров является ключевым фактором успеха. По его словам, эти установки позволяют проводить фундаментальные эксперименты, разрабатывать материалы и топливо, осуществлять полномасштабные демонстрационные проекты, а также служат связующим звеном между университетами, научно-исследовательскими институтами и промышленностью, благодаря чему научные открытия быстро превращаются в инженерные решения.
Генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрий Баканов сделал сообщение по федеральному проекту «Космический атом» в рамках национального проекта «Космос». Он проинформировал: «Сейчас идет колоссальный тренд на мультипланетности. Вы все слышите, что ряд компаний, в том числе американская SpaceX, объявляет о том, что следующий этап — это колонизация Марса. Но и Китайское национально-космическое агентство, и НАСА, и мы как „Роскосмос“ понимаем, что вначале все эти технологии необходимо отработать на более близкой планете, на более близкой материи для того, чтобы все эти инфраструктурные элементы полноценно отшлифовать для того, чтобы жизни человека в дальнейшем ничего не угрожало. И такой планетой, конечно же, будет Луна. И здесь без атомной технологии нам не обойтись. Более того, в этом проекте будет участвовать КНР и еще 13 стран. И как раз вклад России — это атомная энергоустановка, которая позволила бы инфраструктуре питаться. Ну и второе направление — это так называемый ядерный буксир. Он действительно нужен для того, чтобы добираться до дальних планет, и даже не столько добираться, сколько ещё большие массы на эти планеты выводить. А у нас в рамках научного космоса есть исследования, в том числе и Венеры, и эти технологии очень как раз бы в этом направлении пригодились».
На сессии обсудили вопросы изменений в ядерной медицине, которые произошли в последние годы. Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ольга Кривонос констатировала, что технологический суверенитет в ядерной медицине, производстве радиофармпрепаратов, является одним из приоритетов государственной политики. Она заявила: «Да, мы сделали большой прорыв. На сегодняшний день исследования с применением методов ядерной медицины включены в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Увеличивается объем радионуклидных исследований проводимых бесплатно, за счет средств ОМС. С 2025 года стартовали новые национальные проекты „Продолжительная активная жизнь“, в рамках которого реализуются мероприятия, направленные на оснащение медицинских организаций оборудованием для производства и применения радиофармпрепаратов и „Новые технологии сбережения здоровья“ в рамках которого, в том числе решаются вопросы производства и вывода на рынок новых радиофармацевтических лекарственных препаратов. В ближайшие годы нам предстоит изменить структуру применения радиофармпрепаратов в диагностике и лечении, нарастив их использования в кардиологии, сердечно-сосудистой хирургии, неврологии».
«Атомный проект можно представить как огромную воронку, которая раскручивалась и на каждом следующем витке порождала новые знания. Исследовательские методы, изначально нужные для изучения физики ядра; материалы, создававшиеся для ядерной отрасли; информационные технологии, которые разрабатывались для расчета ядерных испытаний… Все это развивалось, охватывало новые сферы и фактически сформировало ту технологическую среду, которая есть у нас сейчас», — резюмировала в конце сессии директор НИЦ «Курчатовский институт» Юлия Дьякова.