Беспилотную электро-«Газель» разработали в ЛЭТИ

Ученые Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» разработали беспилотный грузовик с электрическим двигателем. Базой для беспилотника стал обычный грузовик, серийно выпускаемый Горьковским автозаводом. Об этом сообщила пресс-служба вуза.

«Наша команда уже много лет ведет исследования, которые направлены на создание систем автономного управления колесными транспортными средствами. Последняя версия разработки — беспилотный грузовик на основе электромобиля Газель E-NN», — рассказал и. о. заведующего кафедрой робототехники и автоматизации производственных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ», доцент Денис Филатов.

Базой для беспилотника выступил  грузовик, который предоставили команде в феврале на Технологическом конкурсе НТИ UP Great «Пятый уровень».

Ранее команда сотрудников и студентов старших курсов факультета электротехники и автоматики СПбГЭТУ «ЛЭТИ» уже создала прототип беспилотного автомобиля на базе дизельной платформы Газель NEXT. Однако для новой платформы пришлось заново создавать блоки управления основными агрегатами автомобиля.

Для сбора информации о дорожном движении в машине установили комплекс из различных датчиков: лидары (лазерные локаторы) позволяют получать информацию о расстоянии между беспилотником и другими объектами в любое время суток; видеокамеры собирают визуальные данные, используемые для распознавания дорожных объектов; инерциальная навигационная система помогает двигаться грузовику по заданной траектории; GPS используется для отслеживания перемещения по спутнику.

Собранные с датчиков данные агрегируют, обрабатывает и фильтрует специальное программное обеспечение, использующее алгоритмы искусственного интеллекта. Эта система, созданная учеными ЛЭТИ, анализирует весь комплекс разнообразных данных для принятия решений о действиях беспилотного грузовика на дорогах общего пользования.

«Наша разработка была успешно испытана в автономном режиме на дорогах общего пользования в рамках соревнований беспилотного транспорта на территории Особой экономической зоны „Алабуга“ в Республике Татарстан. Однако функционал, который мы закладываем в наш грузовик позволяет решать гораздо больше задач, чем только перемещение по магистралям. Например, в ближайшем будущем он может использоваться для такой востребованной задачи, как транспортировки грузов на территории промышленных предприятий», — отметила ассистент кафедры систем автоматического управления СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Екатерина Масленникова.

Сейчас ученые ЛЭТИ ведут работу над преодолением барьеров, которые возникают в процессе использования транспорта в беспилотном режиме. Среди них некорректная работа визуальных датчиков во время сильного дождя или тумана, несовершенство алгоритмов обработки информации для принятия оптимальных решений, а также значительные погрешности в позиционировании автомобиля со спутника, возникающая из-за отражения сигналов в плотной городской застройке.

Проект выполнен в рамках программы развития СПбГЭТУ «ЛЭТИ» «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты».