На III Конгрессе молодых ученых подвели предварительные итоги первых четырех лет программы по финансированию проектов-«стомиллионников».
Конкурс на проведение научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития стартовал в 2019 году. По результатам конкурса был поддержан 41 проект (на 3 года), из которых 21 проект был продлен на 4-й год. Открывая посвященную этим проектам сессию «100 миллионов на крупный научный проект: реальность или мечта?», вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков анонсировал новый конкурс, который должен вскоре стартовать по данной программе, и предложил руководителям проектов поделиться предложениями, которые станут основой для возможных улучшений: «Речь идет и о включении новых стратегических направлений, и об улучшении условий конкурса, и о взаимоотношении организаций в рамках консорциумов, которые будут подаваться на новый конкурс. Достаточно ли 100 млн в год на один проект? Какие индикаторы стоит ввести?». В новом конкурсе могут участвовать и победители предыдущего, потому что это уже сложившиеся команды с понятным распределением обязанностей, отметил вице-президент РАН.
«У нас не так много программ поддержки фундаментальной науки, – подчеркнула академик. – И этот инструмент очень важен, потому что он объединяет различные организации в консорциумы по ведущим тематикам, но хотелось бы пересмотреть условия выполнения KPI. Например, из-за долгого процесса подписания документов о выделении денег мы были вынуждены опубликовать часть статей в хороших журналах по тематике проекта до формальной даты выделения денег. Поэтому, хотя это научные результаты, полученные в рамках стомиллионика, в зачёт они пойти не смогут».
Юлия Горбунова также отметила, что 100 млн – это большие деньги, но 100 млн на три организации и 200 человек, которые на эти деньги ещё должны купить необходимое оборудование и материалы, недостаточно для гарантированного получения прорывного результата.
Говоря о структуре расходов, Андрей Грунин сказал, что на новое оборудование участники проекта потратили минимум треть выделенных средств, и добавил, что схема финансирования выстроена так, что невозможно на эти деньги формировать новые научные группы: «Временной разрыв между этапами финансирования приводит к тому, что мы не можем гарантировать новой научной группе стабильную зарплату, хотя можем усилить действующую научную группу. Поэтому деньги стомиллионника идут как дополнительное финансирование работ, реализуемых за счет других проектов. То есть, часть работы выполнена за одни деньги, часть – за другие. При этом, публикуя статью, которая включает обе части работы, мы не можем по требованию министерства указывать двойную благодарность. Формальный, бухгалтерский подход к учету публикаций приводит к тому, что это считается двойным финансированием работы, хотя это прямо противоречит объединяющей функции самого проекта. И хотя для некоторых программ финансирования есть возможность указать, какая часть работы выполнена за деньги проекта, в этой программе такое запрещено». Также представитель проекта задал вопрос для обсуждения, можно ли вообще считать деньги РНФ бюджетным финансированием, как того требует Минфин.
Все предложения будут переданы в министерство для совершенствования конкурсной документации, резюмировал модератор сессии академик Степан Калмыков.