«Президент Владимир Путин поддержал этот масштабный проект. „Берлога“ вовлекает молодое поколение в сферу технологий через игры. Пионером внедрения киберфизической платформы стала Республика Башкортостан. Там к „Берлоге“ подключились образовательные учреждения и технологические компании. Это позволило вывести технологическое образование школьников на новый уровень. А также использовать игры как мощный инструмент вовлечения молодежи в приоритетные для региона тематики. Такой опыт подхватили и другие субъекты», — сказал Дмитрий Чернышенко.
Он также отметил, что география проекта уже охватывает 21 регион и команда «Берлоги» совместно с представителями на местах активно разрабатывает региональные «дорожные карты», которые включают создание новых полезных игр, открытие сети кружков, запуск образовательных программ и обучение педагогов. Особенно активно, по его словам, эта работа ведется в Новосибирской области, Республике Саха (Якутия), Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, на Камчатке и в Санкт-Петербурге.
«Видим, что проект набирает все большую популярность. Игры „Берлоги“ пользователи скачивали уже более трехсот двадцати тысяч раз. Но планы у нас еще более амбициозные. Необходимо масштабировать проект и на остальные субъекты страны», — подчеркнул вице-премьер.
«Впервые идея создания „Берлоги“ была представлена Президенту Российской Федерации на форуме „Сильные идеи для нового времени“ в 2023 году в качестве инструмента вовлечения школьников в новые технологии и программирование через мобильные игры. Это отличный пример того, как из идеи мы совместно с коллегами из Кружкового движения НТИ, при колоссальной поддержке Правительства Республики Башкортостан, Платформы НТИ и Университета 2035 смогли вырастить целую экосистему. Сейчас ключевая задача для регионов — создавать инфраструктуру и возможности для школьников впервые попробовать включиться в проект. При этом молодые люди могут попробовать себя не только в роли программистов, но и выбрать роль дизайнера или аналитика. Проект расширяет спектр возможностей для проявления ребят», — отметила Светлана Чупшева.
Премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров отметил, что республика особое внимание уделяет инженерному направлению и информационным технологиям. Активно развивает их в рамках дополнительного образования, которым охвачено более полумиллиона детей и подростков. Школьники Башкортостана выбирают информационные технологии, беспилотные авиационные системы и робототехнику. С 2023 года в Башкортостане развивается сеть из 100 технологических кружков «Берлоги» и 20 опорных площадок в разных районах — в них школьники проходят образовательные программы по киберфизике, программированию, робототехнике, электронике, БАС и т. д. В Мастерской киберфизических инноваций в Уфе открыты лаборатории и молодежные конструкторские бюро, которые становятся точкой притяжения школьников, студентов, представителей технологического бизнеса, молодых ученых и разработчиков региона.
«Благодаря содействию Агентства стратегических инициатив Башкортостан стал пилотным регионом по реализации проекта Национальной киберфизической платформы „Берлога“. За два года в проект удалось вовлечь более 6,5 тыс. школьников. В уфимском Межвузовском студенческом кампусе мы открыли Мастерскую киберфизических инноваций. Она стала Всероссийским методическим координационным центром Национальной киберфизической платформы „Берлога“. Кроме того, мы помогаем другим регионам создавать такие мастерские у себя, в том числе в Крыму, Донецкой Народной Республике и Алтае», — рассказал Андрей Назаров.
По словам вице-президента ПАО «НК Роснефть», генерального директора АО «Роснефтегаз» Геннадия Букаева, по примеру Республики Башкортостан все российские регионы могут выстроить новую систему технологического образования в опоре на НКФП «Берлога», продвигать через популярные у молодежи игровые форматы приоритетные направления развития, свои культурные и исторические особенности.
«Сейчас команда проекта прорабатывает запуск нового направления разработки игр. Эти игры будут одновременно погружать ребят в изучение школьных предметов — физики, химии и др. — и знакомить с настоящими профессиями, давать возможность попробовать себя в той или иной роли, в решении реальной производственной задачи. Такие игры могут становиться инструментом долгосрочной профориентации и формирования кадрового резерва под конкретные задачи — под запросы регионов в партнерстве с технологическими компаниями, которые заинтересованы в работе с молодежью, в борьбе за таланты, — подчеркнул Геннадий Букаев. — Призываю представителей региональных команд и предприятий использовать эту возможность на старте и стать флагманами нового направления».
«Национальная киберфизическая платформа „Берлога“ сегодня — это целая экосистема, вовлекающая молодежь в сферу технологий, она включает не только полезные игры — с обучением программированию, инженерии, пилотированию БАС, химии — а также фиджитал-форматы, кружки, образовательные программы и технологические решения. Сеттинг „Берлоги“ наилучшим образом подошел для того, чтобы говорить с молодым поколением о будущем технологий, нашей страны и всего мира. При этом мир „Берлоги“ постоянно развивается, обогащается благодаря новым играм и Всероссийскому конкурсу фантастики, который мы запустили совместно с АСИ в этом году», — добавил Дмитрий Земцов.