Дмитрий Чернышенко рассказал о работе над стратегией развития образования в России


Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, руководитель Росмолодёжи Григорий Гуров и руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев приняли участие в стратегической сессии под председательством председателя Правительства России Михаила Мишустина.

Мероприятие подвело итог целой серии стратсессий под его руководством – по кадрам, инженерному образованию и качеству образования в целом. На нем обсудили вопросы разработки Стратегии развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Работа ведется по поручению Президента России Владимира Путина.

По словам вице-премьера, в подготовку Стратегии вовлечен самый широкий круг участников: учителя, ученые, общественные деятели, представители министерств и ведомств, учащиеся и их родители. Задействованы все субъекты РФ — уже прошло совещание с региональными министрами образования, региональные и окружные сессии.

«Координационный центр получает обратную связь из самых разных источников. Собрано 338 тысяч мнений от граждан, в том числе большой поток идет (более 45 тысяч предложений) через портал госуслуг. Таким образом, можно сказать, что Стратегию действительно готовим всей страной. Разработкой предложений и анализом материалов занимаются 14 рабочих групп — это более 1100 экспертов. Процесс координируют сразу четыре ведомства. Это Минобрнауки, Минпросвещения, Росмолодежь и Рособрнадзор», — отметил Дмитрий Чернышенко.

Он добавил, что Стратегия закрепит единые принципы и подходы к образовательному процессу, станет его главным ориентиром на многие годы. При этом России необходима суверенная система образования, которая объединит общество, раскроет потенциал каждого человека и обеспечит лидерство страны в технологическом, культурном и социальном развитии.

«Ключевая миссия — обучать и воспитывать профессионалов, патриотов России, которые чтят, сохраняют традиции и формируют будущее, это абсолютно точно отвечает национальным целям, поставленным Президентом», — подчеркнул заместитель председателя Правительства.

Стратегия не предполагает революционных изменений в образовании, а только эволюционный подход. В ее основу лягут лучшие традиции и практики отечественной научной и педагогической школы, а также главные достижения за последние десятилетия.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов подчеркнул, что сегодня председателю Правительства России были представлены первые подходы к Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.

«Это событие имеет значение для всей страны. Мы получили одобрение, уже даны поручения по ее дальнейшей реализации. На встрече были детально рассмотрены все вопросы, которые стоят перед системой образования. Это и повышение заработных плат учителей, и снижение бюрократической нагрузки, и единые образовательные программы, и повышение качества естественно-научного образования. Обсудили также те результаты, которые уже достигнуты. Основываясь на них, мы должны двигаться вперед с учетом тех вызовов, которые стоят перед системой образования, перед страной. Подчеркну, что важно действовать эволюционно, руководствоваться принципом «не навреди», – сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Он обратил внимание, что в центре Стратегии стоят ученик и учитель. Министр Просвещения отметил, что очень важно не понизить качество образования, и опираться на эффективные решения в сфере образования. Глава ведомства напомнил, что достигнуты все показатели национального проекта «Образование». Построено более 1600 школ, 1688 детских садов, почти пять тысяч школ капитально отремонтировано. К 2030 году стоит задача привести в нормативное состояние все школы страны.

Говоря о том, как в рамках Стратегии развития образования изменится высшая школа, глава Минобрнауки России Валерий Фальков рассказал, что изменения будут носить комплексный характер и коснутся всех направлений деятельности российских университетов. В центре этой большой работы – переход на новую модель высшего образования, в основу которой положены три ключевых принципа – фундаментальность, практикоориентированность и гибкость. Они найдут отражение в новых образовательных стандартах и механизме их быстрого обновления, также будет сформирован новый перечень актуальных специальностей.

Глава Минобрнауки также подчеркнул, что задача всей системы высшего образования – подготовить профессионалов с широким кругозором, творческих, критических мыслящих, любящих Родину и готовых работать на ее благо.

«Работая над Стратегией развития образования совместно с коллегами мы предлагаем комплекс мер, которые позволят усилить межпоколенческий диалог между детьми и взрослыми, сделать более доступными возможности для каждого молодого человека в нашей стране, создавать качественный контент, основанный на наших традиционных духовно-нравственных ценностях. Все эти меры направлены на создание единого воспитательного пространства на всех этапах взросления и становления молодого человека», — уточнил руководитель Росмолодёжи Григорий Гуров.