В нем также приняли участие министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель Росмолодежи Григорий Гуров.
Вице-премьер напомнил, что Президент Владимир Путин поручил Правительству совместно с Администрацией Президента и Российской академией наук представить проект Стратегии развития образования до 1 марта 2025 года. Сейчас идет активная подготовка над этим основополагающим документом.
«На данный момент в разработке Стратегии участвуют представители всех 89 субъектов Российской Федерации. Всего более 650 экспертов из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и органов власти, а также учёные, общественные деятели и родители. Это беспрецедентная масштабная работа в новейшей истории России. Образование является основой для сплочения российского общества. Наша цель — создать современную и гибкую образовательную систему, которая будет соответствовать потребностям страны для достижения суверенитета и лидерства. Особое внимание при разработке уделяется обратной связи от граждан», — сообщил Дмитрий Чернышенко.
Также заместитель председателя Правительства подчеркнул важность совместной работы и тесного взаимодействия всех участников в рамках работы над Стратегией: Министерства науки и высшего образования, Министерства просвещения, Росмолодежи.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сообщил, что вопросы подготовки Стратегии развития образования будут широко обсуждаться на заседании Российского союза ректоров 24–25 января 2025 г.
Минобрнауки России созданы рабочие группы, куда вошли представители высшей школы, научного сообщества, ведущих российских компаний и общественных организаций. Несмотря на определенную профильность каждой из групп, работа между ними строится в активном взаимодействий, подчеркнул Валерий Фальков.
«Один из ключевых вызовов для всей системы образования связан с качеством и количеством подготовки соответствующих квалифицированных кадров. Необходимо выстроить работу таким образом, чтобы зазор между системой высшего образования и рынком труда, был минимальным. Это предполагает достаточно серьезные корректировки по портфелю образовательных программ вузов, по работе всей инфраструктуры, связанной с государственными образовательными стандартами и необходимостью внесения оперативных изменений. Все эти вопросы мы планируем должным образом учесть в Стратегии», — сказал он.
Министр добавил, что Стратегия будет учитывать наработки пилотного проекта по обновлению системы высшего образования.
Руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Григорий Гуров подчеркнул задачу объединить усилия всех ведомств, собрать вместе все меры поддержки и возможности для самореализации и воспитания молодого поколения.
«По поручению Президента России Владимира Путина мы проводим масштабную работу по разработке Стратегии развития образования до 2040 года. Совместно с Минобрнауки и Минпросвещения России готовимся к запуску нацпроекта „Молодежь и дети“. Кроме того, в Федеральный закон о молодежной политике внесены поправки, которые закрепляют определения „патриотическоого воспитания молодёжи“ и „духовно-нравственного воспитания молодежи“. Эти изменения, безусловно, усилят всю сферу патриотического воспитания и обеспечат его реализацию по единым стандартам во всех регионах страны», — отметил он.
В будущем в ходе проведения семинара-совещания в вопросы разработки стратегии также будут погружены руководители региональных органов исполнительной власти, курирующие вопросы молодёжной политики.
Лидеры рабочих групп доложили о первых итогах работы и обозначили темы для дальнейшего обсуждения.
Руководитель рабочей группы «Высшее образование», ректор Национального исследовательского Томского государственного университета Эдуард Галажинский отметил, что члены группы изучили наиболее востребованные направления в вузах среди студентов, уделили внимание научному компоненту в системе высшего образования, а также определили роль университета в обеспечении технологического суверенитета и реализации воспитательной работы.
Руководитель рабочей группы «Дополнительное профессиональное образование», ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ленар Сафин подчеркнул, что эксперты проанализировали сильные и слабые стороны системы дополнительного образования по результатам опросов населения. Он отметил, что группа выявила риски и вызовы, среди которых — запрос населения на подготовку по цифровым компетенциям, а также на освоение междисциплинарных программ.
Татьяна Васильева, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», и Александр Молотков, и. о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования, доложили о работе группы, задача которой — подготовка текста Стратегии, они представили план разделов документа. В их число вошли анализ состояния и тенденций отрасли образования, цели и направления отрасли, выбор путей и методов достижения целей и система мониторинга.
Эксперты и представители образовательного сообщества собрали данные оценки качества и состояния системы российского образования и приступили к обсуждению образа будущего: какими в 2040 году должны быть школы, вузы, система дошкольного образования и какие изменения требуются, чтобы прийти к этому результату.