Дмитрию Чернышенко представили разработки Института ИИ, робототехники и системной инженерии КФУ

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков посетили Институт искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии (ИИРСИ) – одно из самых молодых и технологичных подразделений вуза.

В этом году отмечается 220-летие Казанского (Приволжского) федерального университета. Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков пообщались со студентами, молодыми учеными КФУ и обсудили меры поддержки для развития исследовательской работы, Конгресс молодых ученых – одно из событий Десятилетия науки и технологий, объявленного Президентом Владимиром Путиным, а также участие ребят в добровольческой деятельности.

В частности, в ходе встречи один из участников – ординатор Аммар Сафаулдиин Хуссеин, приехавший учиться в КФУ из Ирака, рассказал об опыте работы в качестве волонтера-медика в клиниках и при ликвидации пожаров. В ходе встречи вице-премьер договорился, что студент и другие добровольцы исследуют мотивацию студентов к занятию волонтерством и представят свое видение.

«Для Правительства молодежная политика является приоритетом. В этом году мы приняли Стратегию, которая была подготовлена вместе с вами, готовится национальный проект «Молодежь и дети». На встрече было важно получить обратную связь, понять, в каких конкурсах молодежь участвует, насколько участие в движениях помогает становиться профессионалами. Поздравляю студентов с 220-летием КФУ, желаю дальнейшего развития, приносить как можно больше пользы своей Родине и любимому Татарстану», – отметил Дмитрий Чернышенко.

В ходе осмотра сотрудники Института рассказали, что он готовит высококвалифицированных специалистов по направлениям искусственного интеллекта, когнитивных систем, интеллектуальных транспортных систем, робототехники.

В новом лабораторном корпусе ИИРСИ делегации представили роботизированный конструктор для подводных работ «Нерпа», который позволяет проводить визуальный осмотр транспортных средств и сооружений под водой вне зависимости от времени года и времени суток, а также систему лидарно-сонарного зрения Homo Meliorus для слепых и слабовидящих людей, которая позволит определять расстояние до окружающих объектов, распознавать их, помогает читать.

В институте работает Студенческое конструкторское бюро. Среди его разработок — система медицинского амбулаторного и промышленного мониторинга персонала. Это программное обеспечение, которое позволяет контролировать безопасность на производстве и определять состояние здоровье сотрудников предприятия.

Нейромаркетинговая лаборатория оснащена 11 рабочими станциями. Исследования, которые здесь проводятся, помогают спрогнозировать реакцию потребителя на тот или иной продукт до его выпуска на рынок.

В Центре интеллектуальных производств и аддитивных технологий гостям продемонстрировали систему «Денвер», предназначенную для удаленного и автоматического управления тракторной техникой. В образовательном процессе в институте при поддержке индустриальных партнеров активно используются цифровые двойники. Они позволяют студентам иметь доступ к технологическим процессам, которые происходят на производстве. Это позволяет максимально ускорить и повысить качество подготовки специалистов.

Большую роль в реализации исследований, инженерных идей играют флагманские проекты Минобрнауки – федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», программы «Приоритет-2030» и «Передовые инженерные школы».

За время реализации двух последних программ вуз привлек от индустриальных партнеров порядка 5,5 млрд рублей на совместные разработки для решения задач по обеспечению технологического лидерства России. 

«Участие в программах «Приоритет-2030» и ПИШ позволило университету значительно укрепить вклад вуза в социально-экономическое развитие Республики Татарстан и всей страны в целом, усилить технологическую составляющую, сформировать блок новых прорывных проектов, обеспечивающих импортозамещение и импортоопережение в ключевых отраслях народного хозяйства, а также определить эффективные направления для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для реального сектора экономики», – подчеркнул ректор КФУ Ленар Сафин.