Доклад «Ученый и инженер — герои нашего времени» представили на IV Конгрессе молодых ученых

Благодаря нацпроекту «Наука и университеты», программе «Приоритет-2030» и Десятилетию науки и технологий Россия заняла 9-е место по объему научных исследований и разработок. Такие данные привели в докладе «Ученый и инженер — герои нашего времени», который АНО «Национальные приоритеты» представила IV Конгрессе молодых ученых.

Модератором сессии «Научные кадры России: тенденции, проблемы, перспективы. Презентация экспертного доклада» выступила Юлия Грязнова, руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты».

«28 экспертов — наши соавторы. Факторы высокого спроса на ученых и инженеров выделяли эксперты, ученые, которые принимали участие в наших глубинных обсуждениях и интервью. Среди этих факторов: переход от постиндустриального к информационному обществу; появление новых отраслей, сфер познания и деятельности; сворачивание процессов глобализации и переход к регионализации, что ставит перед странами и макрорегионами задачу технологического суверенитета», — рассказала в своем выступлении генеральный директор, АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

В документе, который обсудили на сессии, отмечается, что на Петербургском международном экономическом форуме потребность в инженерах оценили в 240 тыс. человек.

По оценке Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, к 2035 году в России дефицит кандидатов и докторов наук составит около 20 тыс. человек.

В 2018–2024 годах реализуется нацпроект «Наука и университеты», цель которого до 2030 года — войти в десятку стран-лидеров, ведущих разработки в приоритетных областях.

Благодаря нацпроекту развиваются трехсторонние объединения представителей образования, науки и производства, появляются научные коллективы, способные подготовить новое поколение ученых, создается инновационная инфраструктура и уникальные научные установки.

В 2021 году программа «Приоритет-2030» поставила цели — увеличить долю российской науки на глобальном рынке исследований и разработок, обеспечить привлекательность работы в России для ученых, подготовить кадры для приоритетных направлений, развивать интеграцию университетов с научными организациями и бизнесом.

Кроме того, в Десятилетие науки и технологий реализуются 18 инициатив для привлечения молодых ученых и инженеров, и повышения доступности информации о перспективах и достижениях российской науки.

С 2023 года Министерство науки и высшего образования РФ реализует проект «Популяризация науки и технологий».

За время реализации проектов в 2022–2024 годах достигнуты следующие результаты:

• Россия заняла 9-е место по объему научных исследований и разработок;

• 17 кампусов мирового уровня находятся на разной стадии реализации;

• 15 научно-образовательных центров мирового уровня уже работают в стране;

• более 30% — доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет;

• создано 940 молодежных лабораторий;

• более 7 млн человек приняли участие в мероприятиях инициативы «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества».

С 2025 года часть мероприятий нацпроекта «Наука и университеты» войдет в новый нацпроект «Молодежь и дети». Программа «Приоритет-2030» будет трансформирована с учетом приоритетов научно-технологического развития России.

«У нас многое сделано по нацпроекту „Наука и университеты“, многое делается по президентскому направлению, в частности, выделю гранты Российского научного фонда. Реновация и обновления научной инфраструктуры, лабораторий. В том числе новый тип — молодежные лаборатории, которые создаются на базе вузов. Если посмотреть, что было шесть лет назад, когда стартовали национальные проекты, то разница колоссальна и очевидна всем», — подчеркнула София Малявина.

Дефицит в молодых кадрах снизился благодаря нацпроекту «Наука и университеты», инициативам Десятилетия науки и технологий и другим программам. Но сохраняется высокая потребность в ученых и инженерах «среднего звена» — специалистах, которые обладают достаточным опытом, чтобы самостоятельно ставить себе задачи, объединяться в коллективы и заниматься исследованиями и разработками.

По мнению экспертов, для закрытия имеющегося дефицита кадров и уменьшения дефицита в будущем важно перейти на единый, бесшовный процесс выращивания кадров: от детского сада до НИИ или корпораций, развивая для поддержки этого процесса популяризацию науки и технологий для самых разных возрастов и уровня образования.

«Ученые и представители бизнеса говорят о начале воспитания ученого, начиная с детского сада, а также о внедрении разных форматов, которые интегрируются на разных этапах подготовки. Именно поэтому существует отдельная инициатива „Научные детские площадки“ Десятилетия науки и технологий, которая пересекается с нацпроектом „Жилье и городская среда“. Синергия двух проектов позволила сделать научные площадки по разным направлениям, чтобы дети сразу начинали познавать мир и науку во время игры», — отметила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты».

В России уже накоплен богатый опыт разных эффективных решений на всех этапах этого процесса: создания интереса к науке или инженерии и профессионального самоопределения, образования, сохранения и развития зрелых специалистов. Ряд решений представлен в настоящем докладе, остальные нужно собирать, систематизировать и лучшие из них тиражировать.

От ученых и инженеров в ближайшем будущем ожидают наличия следующих компетенций: высокая скорость мышления и коммуникаций, долгосрочное видение в горизонте 10-15 лет, готовность к командности и кооперациям, мультидисциплинарность, использование разнообразных цифровых инструментов, в том числе ИИ.

Важным фактором роста числа ученых и инженеров становится создание мотивирующего и привлекающего образа этих профессий, образа, основывающегося на их реальной миссии для общества. Мир в ближайшем будущем будет кардинально другим. Технологии в нем будут играть решающую роль. И делать этот новый мир будут во многом ученые и инженеры.