У мумии молодого носорога, найденной на реке Тирехтях, они описали хорошо различимый горб, располагающийся в области шеи и холки. Гистологический анализ показал, что у живого носорога горб заполнял белый жир, отвечающий за запас питательных веществ.
В ходе дальнейших исследований специалисты ИПЭЭ намерены выяснить, мог ли горб исчезать по мере расходования жира и что происходило с ним при наступлении зимних холодов?
Напомним, в 2020 году на берегу реки Тирехтях в Якутии палеонтологи нашли новую мумию C. antiquitatis, получившую название Абыйского носорога. Найденная туша принадлежала подростку возрастом 4-4,5 года, пролежавшему в мерзлоте более 32 тысяч лет, а самой неожиданной деталью находки стало то, что в области шеи и холки носорога находился хорошо различимый горб. В совместной статье, опубликованной в Quaternary Science Reviews, сотрудники лаборатории экологии, физиологии и функциональной морфологии высших позвоночных Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН (ИПЭЭ РАН) Руслан Беляев и Надежда Крюкова вместе с коллегами из Якутии под руководством Геннадия Боескорова (ИГАБМ СО РАН) изучили особенности анатомии найденной мумии.
Среди пяти сохранившихся на сегодняшний день видов можно привести лишь один пример носорогов с горбами — это африканские белые носороги. Горб у этого вида расположен в области шеи и передней части холки, и традиционно называется в научной литературе «затылочным горбом» (nuchal hump). Структурно горб белого носорога состоит из трех частей: утолщенного кожного покрова (достигающего 5 см), тонкой жировой прослойки (около 3 см) и гипертрофированных выйной связки и дорсальной мускулатуры шеи, которые формируют основной объем горба.
Бурый жир содержит огромное количество митохондрий, что позволяет ему реализовывать его ключевую функцию – термогенез (производство тепла). Бурый жир в большом количестве присутствует у новорожденных млекопитающих. Среди крупных млекопитающих, обитающих в экстремально холодных условиях, бурый жир в большом количестве присутствует у новорожденных овцебыков и играет ключевую роль для выживания в условиях продолжительной и очень холодной зимы.
Схожая с овцебыками адаптация, вероятно, была характерна и для шерстистых мамонтов, считают палеонтологи. Гистологический анализ жировых отложений у мамонтенка Любы (возрастом около одного месяца) показал, что для нее были характерны отложения в горбу именно бурой жировой ткани. Однако, данные для подростка шерстистого носорога показывают, что его горб был, вероятно, заполнен белой жировой тканью. Это может указывать как на различия в функциональном значении горбов у мамонтов и носорогов, так и на перерождение жировой ткани из бурой в белую с возрастом. Этот феномен хорошо известен для современных млекопитающих, но совершенно не изучен для представителей мамонтовой фауны.