Экскурсии «Наука рядом» пройдут в июле в честь Всемирного дня навыков молодежи

В честь Всемирного дня навыков молодежи, который ежегодно празднуется 15 июля, в течение всего месяца под эгидой акции «Наука рядом» пройдут тематические экскурсии. Участники акции отправятся на различные производства, побывают в кванториумах, посетят дни открытых дверей университетов и исследовательских институтов, а также узнают о востребованных профессиях в различных отраслях.


Экскурсии «Наука рядом» проходят ежемесячно и входят в одноименную инициативу Десятилетия науки и технологий. В июне состоялись экскурсии «Наука рядом», приуроченные ко Дню эколога. Более 85 участников акции посетили пять тематических мероприятий, во время которых познакомились с растительностью, геологией и историей Карадагского заповедника, посетили зоологический музей и научную станцию, где узнали о зарождении в нашей стране космической эры. Кроме того, экскурсанты побывали в «Умном доме бабочек», где увидели оцифрованных бабочек, входящих в одну из крупнейших коллекций чешуекрылых России.

Санкт-Петербург: эволюция методов исследования минералов

Мир минералов удивителен и разнообразен, но особенно наглядно это показывают цифры. Знали ли вы, что сегодня нам известно почти шесть тысяч минеральных видов, однако еще 200 лет назад геологи выделяли таковых всего лишь около 100? Сотрудники Минералогического музея совместно с Ресурсным центром «Микроскопии и микроанализа» Научного парка Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) расскажут гостям о минералогической науке, развитию которой во многом способствовали новые увеличительные приборы. На экскурсии посетители познакомятся с разными методами изучения минералов — от лупы до современного электронного микроскопа.

«Экскурсия предполагает два этапа: первый — теоретический — пройдет в стенах Минералогического музея. Здесь экскурсанты познакомятся с этапами становления науки минералогии, узнают, как растут кристаллы и почему они принимают определенные формы. После экскурсии по музейным залам наши гости смогут самостоятельно рассмотреть и составить описание образцов. Следующий этап программы — исследовательский. Специалисты ресурсного центра проведут мастер-класс по работе на оборудовании центра, во время которого экскурсанты получат возможность самостоятельно рассмотреть отобранные в музее образцы на современном аналитическом оборудовании и сравнить полученные результаты», — рассказала главный хранитель Минералогического музея СПбГУ Наталья Янсон. 

Такие экскурсии демонстрируют возможности современного оборудования и помогают привлечь школьников к миру науки, заключила Наталья Янсон.

Кострома: современное производство продукции из фанеры

Увлекательное путешествие ждет участников акции «Наука рядом» во время посещения НАО «СВЕЗА КОСТРОМА» (Фанерный комбинат «Свеза»). Здесь экскурсанты увидят полный цикл производства фанеры — от подготовки сырья до упаковки в стрейч-пленку, а также познакомятся с тайнами создания этого строительного материала. Во время экскурсии гости предприятия узнают, что такое «карандаш» в фанерном производстве, какие функции выполняют «бабочки» (специальные заплатки для устранения дефектов) в деревообработке, зачем фанере нужна «обложка» и «рубашка», и многое другое.

Кроме того, участники экскурсии познакомятся с инновационными разработками компании — машинным зрением на основе нейросетей, производственными роботами и другими передовыми технологиями, а также узнают, как сотрудники предприятия создали и внедрили в производство новаторские решения. После знакомства с теорией все желающие получат возможность принять участие в мастер-классе по производству фанеры, во время которого смогут закрепить полученные знания и даже попробовать свои силы в ее изготовлении.

«Сегодня комбинат „Свеза“ довольно часто посещают студенты и школьники. Только с начала этого года у нас в гостях побывали более 500 молодых людей. Наша экскурсия будет интересна как детям, так и взрослым — всем, кто хочет познакомиться с производством фанеры. Участники акции „Наука рядом“ узнают, как работают современные производственные линии, почему фанера так популярна в строительстве, а также смогут принять участие в викторине, ответы на которую нужно будет искать прямо на территории комбината. „Свеза“ — одна из крупнейших фанерных компаний в России и предстоящая экскурсия, как часть большой профориентационной системной работы компании, позволит нашим гостям увидеть, как работает реальное производство, и поможет им выбрать интересную профессию в этой сфере», — поделилась руководитель службы по организационному развитию и персоналу Фанерного комбината «Свеза» Надежда Черемушкина.

Саратов и Уфа: что такое «Кванториум» и какие задачи он помогает решить

«Кванториум» — это уникальная среда для ускоренного развития ребенка по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, оснащенная высокотехнологичным оборудованием. Здесь детей обучают универсальным навыкам и предметным компетенциям через решение реальных кейсов от промышленных партнеров по ключевым проблемам развития науки и техники.

Так, Детский технопарк «Кванториум» в Саратове создан по национальному проекту «Образование» и является структурным подразделением ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» (Саратовский институт развития образования). Во время экскурсии ребята узнают о таких направлениях детского технопарка «Кванториум», как: робототехника, программирование, хайтек, альтернативная энергетика, виртуальная и дополненная реальность и нанотехнологии.

«Мы расскажем участникам акции „Наука рядом“ об особенностях каждого направления (квантума) деятельности Детского технопарка „Кванториум“. Так, в IT-квантуме ребята познакомятся с профессиональными информационными технологиями, освоят азы изучения современных технологий программирования, баз данных, компьютерных сетей и даже компьютерных игр. А в энержиквантуме ребята узнают об особенностях возобновляемой энергетики, принципах работы современных экологически чистых двигателей и о том, как реализовать свои инновационные проекты в сфере альтернативной энергетики. Кроме того, специалисты нашего технопарка продемонстрируют работу лазерного гравера, на котором будут изготовлены сувенирные брелки для участников экскурсии», — рассказал начальник детского технопарка «Кванториум» Саратовского института развития образования Андрей Стадников.

Также все желающие смогут посетить «Умный день в Кванториуме им. В. А. Садовничего» на базе Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы (Акмуллинский университет) в Уфе. Это развлекательное мероприятие в формате интерактивного мастер-класса для детей и их родителей. Здесь во время образовательных мастер-классов запланировано проведение занимательных экспериментов по физике, химии и биологии. Дети познакомятся с экспериментальной и научной деятельностью, примерят на себя роль исследователя, смогут сами провести научные эксперименты, собрать и запрограммировать робота, а также познакомиться с техникой управления беспилотного летательного аппарата и погрузиться в атмосферу VR/AR. С гостями кванториума будут работать студенты Акмуллинского университета, которые проведут занятия и ответят на любые вопросы, а также расскажут о тонкостях своей профессии и увлечениях. 

«Мне хочется попробовать себя в разных областях» — такое желание озвучивает современная молодежь. Однако найти подходящую площадку, которая будет способствовать раскрытию своих талантов и способностей в разных направлениях, таких как наука, IT, промдизайн и пр. довольно сложно. Педагогический технопарк «Кванториум» им. В. А. Садовничего на базе Акмуллинского университета стал отличным решением данной проблемы. Во время экскурсии в кванториум дети и их родители могут попробовать себя в качестве разработчика программного обеспечения, в т. ч. для VR, оператора дрона, инженера робототехнических систем и промдизайнера (3D печать, лазерная резка). Познавательные мастер-классы, экскурсии по площадкам кванториума и разнообразные занятия будут интересны посетителям любого возраста», — подчеркнул руководитель Педагогического технопарка «Кванториум» им. В. А. Садовничего Акмуллинского университета Азат Юсупов.

Педагогические технопарки «Кванториум» открываются по нацпроекту «Образование», это площадки на базе профильных вузов, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, средствами обучения и воспитания. Студенты здесь знакомятся с современным учебным оборудованием, на практике изучают методики и технологии преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей.

Санкт-Петербург: раскрывая тайны живой клетки

В Институте цитологии Российской академии наук (РАН) участники акции «Наука рядом» познакомятся с историей головного учреждения РАН по изучению биологии клетки, а также увидят конфокальный микроскоп Olympus FV3000. Это устройство позволяет получить более контрастную картинку по сравнению с «классическим» микроскопом. Кроме того, с его помощью можно визуализировать окрашенные клеточные структуры (этап гистологического исследования) на прижизненных препаратах, которые помогают изучить подвижность организмов. Гости института пройдут по маршруту, состоящему из трех лабораторий. Каждая лаборатория представляет из себя отдельный исследовательский мир со своей тематикой, актуализированной под современные научные тенденции.

Так, сотрудники Лаборатории регуляции экспрессии генов расскажут, как изучаются молекулярные основы онкогенеза, и какими методами мы можем исследовать раковые клеточные линии. В Лаборатории внутриклеточной сигнализации и транспорта сотрудники института расскажут о сложнейшей белковой машинерии клетки для поддержания собственного жизнеобеспечения. В Лаборатории моделирования мембран и ионных каналов гостям института расскажут все о мембране — важнейшем клеточном органоиде, который выполняет барьерную и проводящую функции. Здесь экскурсанты узнают о взаимодействии белков в клетках, самих клеток между собой, и вируса — с клеткой.

«Экскурсия в Институт Цитологии РАН будет полезна и интересна прежде всего школьникам и студентам в качестве профориентационных мероприятий и для расширения кругозора. Для нас важно формировать реалистичное представление о работе в науке и о деятельности молодых ученых. Мы хотим показать новому поколению потенциальных ученых, что наука — это не скучно, что в ней есть место для молодых исследователей и свежих идей. Также наш институт приглашает к сотрудничеству студентов, заинтересованных в биологических исследованиях по различным тематикам таким как онкогенез, клеточное старение, моделирование взаимодействия вируса с клеткой и многим другим», — отметила председатель совета молодых ученых и студентов Института цитологии РАН, младший научный сотрудник Алиса Моршнева.

Участники экскурсии смогут поработать с лабораторным оборудованием, посмотреть на каких приборах проводятся исследования в области молекулярной и клеточной биологии. Сотрудники института расскажут о нашумевшем генетическом редактировании системой CRISPR, покажут «светящиеся» клеточные линии и институтский виварий, заключила Алиса Моршнева.

Москва: «за кадром» Киностудии им. М. Горького

В дни акции «Наука рядом» Киностудия им. М. Горького (Киностудия Горького) открывает свои двери экскурсионной программой о профессиях. Гости киностудии узнают о кинопрофессиях, современных тенденциях и традициях, которые бережно хранят на Киностудии Горького. В кинопроизводстве существует множество профессий: режиссер-постановщик, оператор, актер, художник по костюмам. Но какая из них является главной? На этот и другие вопросы участники акции получат ответы во время экскурсии.

Наследие Киностудии Горького позволяет не только рассказать об аспектах каждой из профессий, но и показать эскизы и подлинные работы художников по костюмам из кинокартин студии: «Герой нашего времени» режиссера Станислава Ростоцкого, «Семнадцать мгновений весны» режиссера Татьяны Лиозновой, «Гостья из будущего» режиссера Павла Арсенова и «Королевство кривых зеркал» режиссера Александра Роу.

«Экскурсия по Киностудии Горького, которую наши экскурсоводы подготовили специально для участников акции „Наука рядом“, — это уникальная возможность погрузиться в мир кино. Она будет интересна тем, кто только открывает для себя кинематограф и, возможно, думает о профессии в этой сфере. Их ждет рассказ о работе режиссеров, операторов, костюмеров, гримеров и других профессионалов, благодаря которым рождается кино. Тем же, кто уже нашел свой профессиональный путь и для кого кино просто вид досуга, тоже будет интересно во время нашей экскурсии: здесь их ждут костюмы Штирлица и Кащея, реквизит из любимых сказок и редкое кинооборудование», — рассказала руководитель департамента музейной и выставочной деятельности Киностудии Горького Алина Стуликова.

Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий. Среди задач тематического Десятилетия — привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах развития науки для граждан России. Оператор проведения Десятилетия науки и технологий — АНО «Национальные приоритеты».

20–22 ноября 2024 г. на федеральной территории «Сириус» состоится ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий — IV Конгресс молодых ученых. Он объединит представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, ярких лидеров отечественной науки, а главное — молодых ученых, победителей конкурсов, получателей грантов, студентов и школьников из России и других стран.

Национальный проект «Наука и университеты» направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса.

Национальный проект «Образование» направлен на внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».