Экспедиция «Северный полюс-42» стартовала в Мурманске

Старт дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-42» состоялся 15 сентября в Мурманске. Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» с командой ученых на борту отправилось в район Новосибирских островов, где начнет свою работу дрейфующая полярная станция.

В течение многих месяцев в высоких широтах Северного Ледовитого океана полярники будут проводить исследования, включающие свыше пятидесяти научных программ, сообщила пресс-служба Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Экспедиция «Северный полюс-42» расширит комплекс научных работ в высокоширотной Арктике для прогнозирования происходящих трансформаций в условиях глобальных климатических изменений и оценки степени уязвимости экосистем Арктики. Также продолжатся исследования геологического строения дна Северного Ледовитого океана, необходимые для уточнения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и других научных задач.

«В период дрейфа ученые и полярники соберут обширный массив данных о состоянии природной среды, которые расширят наши представления о процессах, протекающих в Арктике и могут быть использованы для принятия ключевых стратегических решений. В том числе, относительно строительства ледокольного флота, развития навигации на трассе Северного морского пути, перспектив ведения рыболовства и иной хозяйственной деятельности. На сегодняшний день только Россия может проводить такие длительные комплексные работы в высоких широтах арктического региона», — рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Ключевым обстоятельством, мотивирующим продолжение и активизацию изучения Северного Ледовитого океана, стали беспрецедентно быстрые изменения арктической климатической системы, происходящие в настоящее время и не наблюдавшиеся в таком масштабе ранее.

Повышение температуры воздуха в Арктике вследствие глобального потепления происходит в 2-2.5 раза быстрее по сравнению со средними планетарными значениями. Именно это потепление стало «спусковым механизмом» для начала изменений в других компонентах климатической системы Арктики и, в первую очередь, морского льда. В результате сокращения морского ледяного покрова активировались обратные связи в системе «океан — атмосфера — морской лед», способные привести к ускорению дальнейшего уменьшения площади и толщины морского льда в Северном Ледовитом океане.

Ученые намерены определить, существуют ли предпосылки для дальнейшего уменьшения летнего ледяного покрова в Северном Ледовитом океане, что может быть важно для планов по развитию навигации на трассе Северного морского пути.

Инфраструктура НЭС «Северный полюс» позволяет проводить научные исследования на самом высоком технологическом уровне от дна океана, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоев атмосферы и ближнего космоса. Возможности судна позволяют погружать приборы на любую глубину в Северном Ледовитом океане, использовать спутники и беспилотные аппараты.

Экспедиция «Северный полюс-42» стала продолжением легендарной отечественной программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году советскими учеными и полярниками. Экспедиция «Северный полюс-1» под руководством Ивана Папанина дрейфовала на льдине в палатках 274 дня. Впоследствии дрейфующие станции обустраивались на льду в щитовых домиках. Всего за 75 лет было организовано 40 дрейфующих экспедиций.

В 2013 году работа классических дрейфующих станций в Арктике была приостановлена на девять лет — в связи с потеплением в Арктике проводить многомесячные научные исследования на льду стало небезопасно.

Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института совместно со специалистами Росгидромета и КБ «Вымпел» разработали проект первой в мире ледостойкой самодвижущейся платформы для научных работ в высоких широтах Арктики. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне ААНИИ.

Построено уникальное судно на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. На воду платформа была спущена в декабре 2020 года и уже через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, вышла на ходовые испытания.

В сентябре 2022 года НЭС «Северный полюс» отправилось в первый рейс в Арктику. За 20 месяцев работы дрейфующая экспедиция «Северный полюс-41» успешно выполнила все поставленные задачи и подтвердила высокую эффективность проведения исследований на технологически новом уровне. Ледостойкая платформа обеспечила полярникам безопасное и комфортное пребывание, возможность использовать тяжелое оборудование, что существенно расширило спектр возможностей для научных исследований.

Безопасность судна гарантирует особая форма корпуса, которая оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия льдов, фактически выдавливая судно на поверхность ледового покрова. Сконструированная форма позволяет разместить максимум оборудования и запасов, необходимых для двухлетней экспедиции.


НЭС «Северный полюс» — уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина — 83,1 м; ширина — 22,5 м; водоизмещение — около 10390 тонн; мощность ЭУ — 4200 кВт; скорость — не менее 10 узлов; прочность корпуса — Arc8; автономность по запасам топлива — около 2 лет; срок службы — не менее 25 лет.