13 сентября 2024 года в Вятском государственном университете (ВятГУ) состоялся круглый стол, посвящённый началу практической реализации курса «Педагогика» для непедагогических направлений подготовки. Этот экспериментальный проект, разработанный на базе ВятГУ, уже внедрён в 20 российских университетах. В обсуждении приняли участие авторы учебного пособия и представители вузов-участников эксперимента.
Открывая встречу, проректор по образованию ВятГУ Сергей Никулин акцентировал внимание на важности этого проекта для всей образовательной системы: «Для нашего проекта сейчас начинается самое главное. Это работа непосредственно с обучающимися по тем материалам, которые мы с вами разработали. Коллеги с нашей стороны всегда открыты к коммуникациям, готовы вносить улучшения по ходу процесса. Нам важно сделать дисциплину „Педагогика“ для непедагогических направлений подготовки наиболее эффективной; заложить в наше подрастающее поколение не только знание этой дисциплины, но и продолжить то, что было начато в курсе „Основы российской государственности“. Это, прежде всего, уважение и любовь к Родине. Мы с вами являемся носителями важной миссии — сделать будущее поколения и страны более правильным».
Этот курс — ответ на запрос о необходимости интеграции педагогических знаний и ценностей в различные сферы подготовки студентов, даже если они не связаны с педагогикой напрямую. Это позволит развивать в студентах не только профессиональные навыки, но и важные духовные и культурные ориентиры.
Первые шаги по созданию актуализированного курса «Педагогика» были сделаны в марте 2024 года на научно-практической конференции, прошедшей в ВятГУ. Мероприятие объединило специалистов из разных регионов России для обсуждения структуры и содержания курса. Галина Симонова, директор Педагогического института ВятГУ, напомнила: «Мы не сочиняем новую дисциплину „Педагогика“, а работаем в рамках традиционных, устойчиво сложившихся концептов и позиций. Мы пытаемся акцентировать в имеющемся содержании то, что нужно и важно для формирования традиционных духовных ценностей, а также посмотреть, какие приемы, методы и технологии обучения могут обеспечить нужный нам результат. Иными словами, речь идёт об акцентировании смысловых доминант, которые преподаватели должны включить в процесс преподавания, чтобы усилить то, что изначально было заложено в дисциплину „Педагогика“».
Разработка курса включала формирование учебно-методического комплекса, созданного в тесном сотрудничестве с представителями профессионального сообщества. Учебное пособие для курса содержит как материалы для лекций, так и фонды оценочных средств для практических занятий, что позволит преподавателям лучше отслеживать прогресс студентов. Важной частью пособия стали методические рекомендации для преподавателей, участвующих в эксперименте.
Особое внимание было уделено значению обратной связи, которую планируется собирать от студентов, обучающихся по новому курсу. Это позволит своевременно корректировать содержание программы и улучшать её качество. «Для нас очень важно, насколько студенты освоили, поняли, приняли те смыслы, которые были заложены в этот курс. Обратная связь от них станет основой для оценки того, насколько эффективно мы справляемся с задачей», — отметила Галина Симонова.
Основная цель курса — не только передача знаний, но и воспитание в студентах уважения к духовным ценностям и любви к своей Родине. Это продолжение курса «Основы российской государственности», который уже доказал свою значимость в формировании гражданских качеств у студентов. Программа дисциплины направлена на развитие традиционных ценностей через педагогические подходы и методы.
Экспериментальный курс «Педагогика» для непедагогических направлений стал важным шагом в образовательной системе России. Включение курса в учебные программы 20 вузов страны поможет создать комплексный подход к образованию, при котором студенты не только приобретают профессиональные навыки, но и формируют гражданскую ответственность.