Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» создает экосистему профессиональной подготовки — от школьника до кандидата наук — в области изучения Мирового океана и климата. Программа привлекает молодежь в мир наук о Земле, дает возможность получить реальный исследовательский опыт в морских экспедициях под руководством ученых-наставников, поддерживает участников на пути академического развития и объединяет их в динамичное профессиональное сообщество.
Такой подход способствует формированию кадрового ядра для фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивая интеграцию науки и образования со стратегическими задачами государства.
«Всего пять лет назад нам, тем, кто всей душой хочет, чтобы в океанологию шли молодые ребята, удалось объединиться. Получилось договориться о том, что мы можем делать вместе, чтобы студенты приходили в науку. Мы стали строить программу. Ее поддержало Министерство. Это был большой шаг. Прошло всего пять лет — и сейчас у нас ежегодно две тысячи заявок от ребят, которые заинтересовались науками о Земле», — рассказала модератор сессии Наталья Степанова, директор координационного центра «Плавучий университет» Московского физико-технического института.
В результате в 10 городах теперь каждый год на 50 направлениях учатся студенты. Они слушают, чем занимаются ученые, как они могут подключиться сейчас к морским исследованиям и быть полезными науке.
«Эти ребята узнали, допустим, что есть лаборатория, проекты, к которым можно подключиться. Что дальше? А дальше мы их приглашаем на созданную нами платформу, где рассказываем, что в разных организациях, в разных городах есть руководители, которые готовы с ними поработать. И приглашаем их в экспедиции. Каждый год теперь ходят четыре экспедиции. Три из них в Арктике, одна вокруг берега Камчатки», — пояснила Наталья Степанова.
«Но мы-то хитрые. Мы же знаем, что наша наука очень романтична. Мы просим их в конце выйти на конференцию и рассказать, как глубоко они поняли свою задачу, о своем результате тем самым взрослым ученым, которые бы дали им правильные слова и напутствовали, куда им двигаться дальше. И у нас неплохо получается. Мы собираем статистику, сколько тезисов наши ребята публикуют, мы собираем статистику, сколько хороших публикаций выходит в коллаборации между студентами и научными руководителями. Безусловно, руками именно ученых делаются эти публикации высокого квартиля. Мы подождали пять лет и посчитали, а сколько ребят действительно прошли с нами этот путь и остались в науке. Оказалось, что больше 80%», — резюмировала директор координационного центра «Плавучий университет».
«Я очень рад, что в названии сессии звучит слово „экосистема“ и мы отошли от слова „программа“. Образовался некий „нетворк“ людей, объединенных одной общей задачей, общей идеей. Для Института Мирового океана это послужило таким прорывом, толчком к развитию, благодаря экспедициям Плавучего университета у нас сейчас существует коллаборация с двумя десятками организаций по всей России. Вместе мы организуем почти невозможные проекты. Благодаря коллаборации мы понимаем, что Плавучий университет не принадлежит какой-то одной организации, это как раз сетевая структура, которая позволяет решать очень сложные задачи и проводить подготовку специалистов, крайне важных для нашей страны», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что в рамках программы ребята проходят уникальный цикл от студента, а иногда и школьника, до кандидата или даже доктора наук. При этом программа эволюционирует, появляются новые проекты и госзадания.
Плавучий университет с каждым годом набирает популярность, стать участниками хотят все больше юных и молодых исследователей.
Он убежден, что региональным вузам нужны такие яркие проекты. Они формируют конкретные преимущества, которые позволяют заинтересовать абитуриента и показать то, что может его действительно увлечь.
«В последние годы мы видим, что к нам в Плавучий университет приходят ребята, которые говорят, что они еще школьниками слышали про то, что есть возможность попасть в экспедицию. Это их зацепило, они хотят, конечно, попытаться это сделать. Это та самая экосистема, о которой мы сегодня говорим. Она начинает появляться. Более того, есть кейсы, когда ребята из других городов приезжают, потому что слышали, что можно в Арктику попасть через САФУ. Мы стараемся работать не только для академической среды. Ребята, которые с нами ходят, потом, например, устраиваются в национальный парк „Русская Артика“, потому что они побывали там, пообщались с инспекторами, что-то увидели. Они поняли, что это интересно, и хотят туда попасть. В Росгидромет, Северное УГМС, на судне которого мы ходим, тоже ребята устраиваются», — рассказал Александр Сабуров.
Следующая точка развития сейчас сосредоточена на фундаментальной науке, пояснил он.
«С одной стороны, это правильно, поскольку такая наука создает базу для развития. С другой стороны, государство как регулятор начинает выдвигать прикладные требования к науке. Возможно, в этом отношении экосистеме „Плавучего университета“ стоит выстроить взаимоотношения с индустрией. Потому что потребность есть. Она связана в том числе с геологоразведкой, морской логистикой, системами обработки информации. Опыт „Плавучего университета“ уже показывает, что прикладные задачи можно легко решить. Если начать этот диалог, получается хорошая дорога, которую можно осилить. Рост объема рынка морских технологий сейчас составляет примерно 2 трлн долларов, и за ближайшие пять лет он должен вырасти в полтора раза. Поэтому программа точно нужна. Она позволяет менять морской технологический ландшафт страны», — считает эксперт.
«Что касается направлений, которые действительно важны. Нет мостиков, как многие ведущие ученые говорят, между бизнесом и наукой. Они говорят на разных языках. А здесь это можно делать сразу. Мне кажется очень важным направлением работы развитие Плавучего университета. Я уверена, что все наши флагманы заинтересованы в этой работе, следующий шаг — это настройка механизма, мы здесь все готовы поддержать эту работу и тогда мы сможем говорить про этот общий язык, потому что мы будем создавать его вместе», — уверена эксперт.
«В ближайшее время к проекту „Плавучий университет“ как к флагманскому проекту подготовки океанологов будут присоединяться представители других специальностей. Это неизбежно. Я думаю, что к развитию проекта присоединится Институт медико-биологических проблем, который уже более 60 лет занимается отбором в космонавты, их психологической подготовкой к полету, специалисты института следят также за психологическим состоянием космонавтов, когда они находятся на борту. Институт сейчас получил задание помогать развитию и стабилизации психологической обстановки экипажей, работающих в Арктике. Они очень заинтересовались, и я надеюсь, что специалисты института будут нам помогать в отборе ребят, которые будут ходить на судах, их сотрудники будут проводить исследования во время экспедиций плавучих университетов. Думаю, что и другие серьезные академические институты так или иначе найдут свои интересы в нашем движении», — отметил Александр Милкус.
Эксперт также напомнил о важности просветительской роли Плавучего университета.
«Снято очень много фильмов и телепрограмм, было много интервью — и это привлечение интереса молодых ребят не только к профессии океанолога, но и к наукам о Земле, к исследованиям в целом. То есть Плавучий университет дает для этого хорошую картинку. Технология, которая сейчас отрабатывается на основе старого лозунга „обучение через исследование“, развивается. К такой практике присматриваются и представители других научных направлений, например, археологи. Я уверен, что выпускники „большого“ Плавучего университета организуют следующее поколение „малых“ плавучих университетов уже на реках и озерах — на Енисее, Лене, Волге, Каспии», — заключил Александр Милкус.