Экспедиции на научных судах помогают будущим, биологам, химикам и океанологам получить первый практический опыт и найти свой путь в науку. Перспективы «плавучих университетов» оценили участники сессии «Экстремальный путь в науку: будущие ученые в экспедициях в Арктику, на Дальний Восток, Байкал» на II Конгрессе молодых ученых – ключевом событии первого года Десятилетия науки и технологий.
В 2018 году была создана Ассоциация плавучих университетов России. Как отметил заведующий лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус, в настоящее время «постепенно выстраивается система работы «плавучих университетов», причем это происходит «снизу», по инициативе энтузиастов, ученых, представителей научных организаций».
«Мы бы хотели, чтобы ученые, пройдя опыт плавучих университетов, пришли в науку, вернулись на суда как руководители групп и отрядов, чтобы плавучие университеты были на всех крупных водах страны, использовались как образовательная технология», – сказал он.
В 2022 году научная школа «Плавучий университет ИО РАН 2022» проходила на шести площадках в пяти городах России, а 6–8 февраля 2023 года ее проведут на девяти площадках в восьми городах, сообщила заместитель заведующего кафедрой термогидромеханики океана МФТИ, руководитель научно-образовательной программы «Плавучий университет Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН» Наталья Степанова.
«В прошлом году наши площадки собрали больше тысячи заявок, и для океанологов тысяча студентов в год – это даже много. Нужно рассказывать ребятам, что их ждет, давать им выбрать направление, делать связку, чтобы студенты доходили до конкретных научных руководителей, с которыми продолжат исследование. Студент должен знать, зачем идет в экспедицию, четко понимать свою задачу, а научный руководитель погружает его в свое исследование, подключает к научному коллективу», – сказала она.
Результатом такой научной экспедиции, по словам Степановой, станет публикация, выступление студента на конференции, подведение итогов исследования – за год человек погружается в реальную науку.
Чтобы попасть в систему и на борт исследовательского судна, студентам рекомендуют участвовать в зимних школах. Подать заявки на участие в школе «Плавучий университет ИО РАН 2023» можно до 15 декабря, информация доступна в телеграм-канале «Плавучий Университет».
«Научные школы – прекрасный путь популяризации науки, привлечения огромного количества студентов. При этом мы ведем точечную работу с каждым студентом, и это самое продвинутое образование», – отметил один из основоположников системы плавучих университетов в России – доцент кафедры геологии и геохимии горячих ископаемых, директор учебно-научного центра Юнеско-МГУ по морской геологии и геофизике МГУ им. М. В. Ломоносова Григорий Ахманов.
Группа ученых, занимающихся плавучими экспедициями, работает в МГУ уже более 30 лет. В университете есть арктическое и байкальское направления работы, здесь также проходила научная школа «Плавучего университета».
В 2023 году специалисты МГУ планируют экспедицию в Карское море длительностью 45 суток, в планах – продолжение серии экспедиций на Байкале. По мнению Ахманова, подобные проекты готовят первооткрывателей и начальников будущих экспедиций.
Начальник экспедиции «Арктический Плавучий университет» САФУ Александр Сабуров рассказал, что их первая экспедиция состоялась еще в 2012 году. В 2022 году здесь прошли две экспедиции с участием студентов, аспирантов и более опытных специалистов.
Исследователи изучали акваторию острова Северный архипелага Новая Земля. Этот район отличается биоразнообразием и испытывает антропогенную нагрузку. Вторая экспедиция состоялась в интересах компании «Роснефть». Летом 2023 года, рассказал Сабуров, в Арктике планируется провести как минимум одну экспедицию, куда приглашают студентов.
Заместитель директора по научной работе, заведующая лабораторией геологии Атлантики Атлантического отделения Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН, директор НОЦ «Геоэкология и морское природопользование» БФУ им. И. Канта Лейла Баширова рассказала о летних и зимних научных школах на Балтийском море.
«Наша береговая школа – это одна из форм плавучего университета. Студенты внедряются в отряды, несут вахту, проводят исследования, работая 12 через 12. После экспедиций они участвуют в конференции MARESEDU, где представляют результаты работы. К нам приходят даже школьники. Ждем всех у нас в 2023 году на летней и зимней школах, а также на всероссийской школе в феврале 2023 года в Балтийском федеральном университете!» – сказала она.
Олеся Рутенко, ведущий инженер кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов Института Мирового океана ДВФУ, руководитель проекта «Тихоокеанский плавучий университет», представила опыт зимней школы. Студенты-биологи участвовали в экспедиции Камчатку, собрали ценный материал, а весной продемонстрируют результаты исследования в ДВФУ.
Сейчас на Дальнем Востоке готовится новая зимняя школа, участники которой в будущем смогут попасть в составы экспедиций. Специалисты будут читать студентам лекции по биологии, палеонтологии, планктологии. Прием заявок продлится до 15 января.
Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. М. В. Ломоносова Николай Шабалин назвал плавучие университеты системой подготовки кадров. По его словам, они помогают обучать высококачественных специалистов, способных выполнять сложные задачи и готовых отправиться в море.
«Плавучие университеты крайне важны, их нужно поддерживать со стороны государства и компаний. Необходима адресная помощь, когда компания ставит долговременные задачи, а университет их решает, нужны финансовая и организационная поддержка, предоставление рабочих мест. Применять все механизмы нужно в комплексе, работа должна быть системной», – отметил он.
Доцент кафедры океанологии Института наук о Земле СПбГУ Полина Лобанова сообщила, что в 2023 году Петербург станет одной из площадок зимней школы плавучего университета.
«Мы поддерживаем тезис “Обучение через исследование”, когда студент вовлечен в реальное научное исследование. В этом году мы планируем провести экспедицию на Ладожском озере с участием геофизиков, геологов, гидробиохимиков с целью изучения процессов осадконакопления и рельефо-образования, пространственного распределение вод», – сказала она.
Участники встречи обсудили широкие возможности, которые открываются перед студентами и аспирантами – участниками проектов плавучих университетов. Как отметил Александр Милкус, в последние годы плавучие университеты развиваются как образовательная технология, используются вузами для подготовки кадров и требуют, помимо прочего, вовлечения в процесс научных коммуникаторов. Для молодежи плавучие университеты могут стать важной отправной точкой научной карьеры, уверен он.