Внутри установки можно воспроизводить условия различных уголков далекого космоса — от холодных молекулярных облаков до областей звездообразования. Температуру экспериментов допустимо менять в диапазоне от четырех до 350 градусов Кельвина (от -269 до +76ºC). Специальные насосы создают внутри основной камеры установки сверхвысокий вакуум — это позволяет избежать появления в рабочем пространстве каких-либо загрязнений или примесей.
С помощью этого оборудования можно в том числе моделировать воздействие космического ионизирующего излучения на внеземные и межзвездные льды.
По его словам, в установке удалось наморозить метановый лед в виде очень тонкой пленки, менее одного микрометра толщиной, при температуре менее 5 Кельвинов (-268ºC). После облучения исследователи обнаружили во льду не только метан, но и молекулярный водород, воду, которая образовалась в реакциях метана с примесью кислорода, а также более высокомолекулярные углеводороды — пропан и бутан.
«Эксперименты показали, что установка работает как задумано. Полученные данные по механизмам образования пропана и бутана мы опубликуем и представим на научных конференциях», — отметил Иван Антонов.
Запущенная установка стала ключевым элементом Центра лабораторной астрофизики Самарского филиала Физического института имени П. Н. Лебедева РАН (СФ ФИАН).