Российские ученые начали комплексные испытания первого опытного образца «Колибри». Такое название получил разработанный в Самарском университете им. Королёва (вуза-участника национального проекта «Наука и университеты»)уникальный малоразмерный двигатель, предназначенный для небольших, но очень скоростных и маневренных беспилотников. На основе подобных газотурбинных двигателей можно будет производить перспективные грузовые БПЛА на реактивной тяге.
«Начались комплексные испытания первого опытного образца малоразмерного газотурбинного двигателя МГТД-22 „Колибри“, разработанного в нашем университете и предназначенного для небольших, но скоростных и грузоподъемных реактивных беспилотных летательных аппаратов. Мы изготовили и полностью собрали двигатель, укомплектовали его экспериментальным прототипом системы управления, разработанной в университете, — рассказал Иван Зубрилин, директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королёва, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией „Энергетические установки“. — В ходе начавшихся испытаний должны быть экспериментально подтверждены рассчитанные характеристики двигателя на различных режимах его работы. Испытания продлятся около трех месяцев».
Как сообщает пресс-служба вуза, среди других особенностей разработки — встроенная, а не отдельная система управления, электрический запуск двигателя и возможность его дистанционного перезапуска во время полета. Двигатель может быть оснащен электрогенератором, с помощью которого будет подзаряжаться аккумуляторная батарея, питающая электронику БПЛА.
«Беспилотник, если его оснастить таким двигателем, будет отличаться не только большой скоростью, но и увеличенной грузоподъемностью. Поэтому „Колибри“ потенциально можно будет использовать и для создания грузовых беспилотников. Такие аппараты могут быть востребованы в удаленных регионах страны, и при необходимости смогут решать логистическую задачу доставки груза в труднодоступные районы при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры», — отметил руководитель проекта по созданию «Колибри», сотрудник Инжинирингового центра Антон Полтораднев.
Иван Зубрилин объяснил, что «Колибри» — самый первый и самый маленький в линейке малоразмерных газотурбинных двигателей, разрабатываемых в молодежной лаборатории университета. Кроме уже проходящего испытания МГТД-22, в лаборатории прорабатываются проекты еще двух следующих двигателей — МГТД-40 «Чайка» и МГТД-100 «Орел». В соответствии с птичьим названием и цифровым обозначением, эти двигатели будут превосходить «Колибри» по размеру, тяге, мощности и ряду других характеристик. Так, масса «Чайки» составит 4 кг, тяга — 400 Н, длина корпуса — 38 см, диаметр — 15 см. Масса «Орла» — 13 кг, тяга — 1200 Н, длина — 62 см, диаметр — 24 см.
Более мощные двигатели позволят реализовывать новые перспективные проекты. Например, на основе четырех «Орлов» предполагается создать скоростной грузовой беспилотник с возможностью вертикального взлета и посадки в любую погоду и в любой местности. Разработка сможет доставить в заданную точку груз весом до 110 кг с максимальной скоростью полета 480 км в час.
Для испытаний всей линейки перечисленных разработок был спроектирован стенд, позволяющий исследовать как отдельные узлы малоразмерных газотурбинных двигателей — компрессор, камера сгорания, турбина, система смазки, входное устройство и сопло, так и весь двигатель в целом. Испытательный стенд оснащен топливной системой, набором различных датчиков для измерения температуры и расхода воздуха и топлива, а также автоматизированной системой обработки результатов измерений. Оборудование позволяет исследовать рабочие процессы в МГТД тягой до 1500 Н.
«Среди разработок, созданных для данного испытательного стенда — высокоточное тягоизмерительное устройство, работающее в широком диапазоне измеряемых величин, система подачи топлива, позволяющая использовать как традиционные, так и перспективные виды топлив, а также адаптированная под испытания система концептуального проектирования АСТРА, позволяющая создавать цифровой двойник изделия и обучать его в режиме онлайн по результатам испытаний», — резюмировал ученый.