Генеральный конструктор Объединенной двигателестроительной корпорации представил стратегию научно-технологического развития

Самые современные разработки и технологии будущего способствуют созданию перспективных газотурбинных двигателей нового поколения, которые необходимы отечественной авиации, энергетике, нефтегазовой отрасли. На форуме технологического развития ОДК показала последние разработки, и генеральный конструктор корпорации Юрий Шмотин представил стратегию научно-технологического развития до 2030 года, а также перспективы до 2036 года.

Миссия форума «Технопром» — объединить учёных и бизнес на одной площадке, чтобы достичь общих целей. Что это за цели? Что входит в стратегию научно-технологического развития Объединенной двигателестроительной корпорации на ближайшие годы?

Для Объединенной двигателестроительной корпорации форум «Технопром» — это возможность встретится и объединить усилия по развитию отечественных технологий с представителями академической науки, высших учебных заведений, Министерства промышленности и торговли, Министерства образования и науки, а также небольших предприятий, которые работают по тематике ОДК. Мы ежегодно показываем новые актуальные разработки для двигателестроения и для авиационной отрасли. Нужно отметить, что газотурбинные двигатели применяются не только в авиации, но и для электростанций, газоперекачивающих агрегатов, морского флота.

В этом году мы также представили новую стратегию научно-технологического развития Объединённой двигателестроительной корпорации. Стратегия включает технологии как акселератор инновационного развития по четырем направлениям: для авиации, для морского флота, для наземных агрегатов, а также для беспилотных систем. Другие важные направления — тесное взаимодействие с наукой, а также подготовка высококвалифицированных специалистов.

К кадровому вопросу, наверное, вообще особое внимание. Как подготовить будущих учёных-конструкторов, которые будут развивать технологии?

Передовая инженерная школа — это проект, который инициировало Министерство образования и науки для формирования команд исследователей нового поколения, и эта работа уже сегодня дает серьёзные результаты. ОДК является индустриальным партнером девяти передовых инженерных школ на базе ведущих технических вузов страны, в том числе школы, созданной на базе Новосибирского государственного университета.

Какие векторы научно-технологического развития сегодня наиболее актуальны?

ОДК видит развитие продуктовой линейки в нескольких направлениях. Первое — двигатели до 0,7 МВт. Это, безусловно, электрические технологии, и всё, что связано с электрическими машинами.

Перспективно сейчас и развитие систем и накопителей энергии. Если мы говорим про силовые установки, мощностью до 1,5 МВт, то без гибридных систем, гибридных установок, мы не можем обеспечить ту эффективность, которая сегодня востребована нашими заказчиками. В классе мощности более 1,5-2 МВт, безусловно, альтернативы газотурбинным двигателям сейчас нет и не будет еще ближайшие 30-50 лет.

Можете подробнее рассказать о разработках, которые ОДК представила в этом году на форуме технологического развития «Технопром»?

В этом году мы представляем два новых для нас направления, которые реализуются в рамках стратегии научно-технологического развития ОДК. Первое — электростанция на базе твердооксидных топливных элементов. Твердооксидный топливный элемент — это абсолютно бесшумная электростанция. Важное преимущество — модульная конструкция, которая позволяет собирать электростанцию различной мощности — от небольшой 1,5-2,5 кВт до значительно более серьёзных, крупных электростанций, которые могут быть использованы для промышленности, для организаций нефтяного и газового сектора.

Вторая технология — это композиционные материалы. Мы уделяем особое внимание композиционным материалам для высокотемпературных деталей — это керамические композиционные материалы, армированные бескислородным углеволокном, и полимерные композиционные материалы.


ОДК на форуме представляет демонстратор вентилятора газотурбинного двигателя, изготовленный из полимерных композиционных материалов. Важно, что вентилятор прошёл весь комплекс испытаний, и мы уверены во внедрении этих технологий в современные двигатели следующего поколения.

Насколько перспективна для Объединенной двигателестроительной корпорации разработка установок для малой энергетики?

За этим направлением большое будущее. Традиционно мы работаем в секторе больших электростанций и газоперекачивающих агрегатов больше 4 МВт. Но сегодня в связи с бурным развитием малого бизнеса, а также необходимостью обеспечения жилых комплексов и удалённых площадок, очень важны электростанции меньшей мощности. Мы планируем до конца этого года предоставить работающий демонстратор такой электростанции нашему первому заказчику.

Вентилятор газотурбинного двигателя с лопатками из композитных материалов прошел испытания. Можете сказать, в чём преимущество этих материалов, почему используются именно они?

Вентилятор авиационного двигателя, который изготовлен из полимерных композиционных материалов, обладает меньшей массой — это ключевое преимущество. Так, лопатка вентилятора двигателей пятого поколения, таких как ПД-14 — это полая лопатка из титанового сплава, которая весит 7 килограмм. При этом лопатка, изготовленная из полимерных композиционных материалов, имеет массу на 25% меньше, это чуть больше 5 кг.

Для нас, двигателестроителей, основной приоритет — это безопасность. Например, при попадании постороннего предмета в двигатель с титановой лопаткой, на опору газотурбинного двигателя передаются высокие нагрузки. В аналогичной ситуации с лопатками из полимерного композиционного материала, нагрузки на подвеску двигателя, на корпус существенно ниже и соответственно их надежность выше.

Какие перспективные направления в развитии двигателестроения ОДК видит в ближайшие 10 лет?

Электрические двигатели — это большое перспективное направление для развития силовых установок малой мощности.

Другое важное направление — гибридные силовые установки. Мы подали заявку на сертификацию новой силовой установки, которая была разработана в ОДК. В основе — гибридная силовая установка с заложенной мощностью 500 кВт, созданная на основе авиационного двигателя ВК-650В. Установка включает в себя газотурбинный и электрические двигатели, электрический генератор, аккумуляторные батареи и силовую электронику. Для традиционных газотурбинных двигателей тенденция развития в ближайшей перспективе — это повышение безопасности, снижение эмиссии вредных веществ и снижение уровня шума.

Безусловно, перед ОДК стоит задача — удовлетворить потребности заказчика. А для нас заказчики — это не только авиастроительные предприятия и компании энергетического и нефтегазового сектора, а все люди, которые пользуются авиационным транспортом и используют энергию.