Геннадий Красников и Валерий Фальков встретились с участниками Школы молодых ученых

В первый день форума «Микроэлектроника 2024» в Университете «Сириус» состоялась VI Школа молодых ученых, которая выступает коммуникационной площадкой для молодых специалистов в области микроэлектроники. Президент РАН академик Геннадий Красников и министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков посетили заседание и ответили на вопросы его участников.

В частности, их интересовал вопрос формирования государственных заданий. Геннадий Красников рассказал, что в настоящий момент усиливается работа с Российским научным фондом (РНФ). «Сложилась такая ситуация, когда многие научные коллективы жили от гранта до гранта. Теперь каждый грант должен заканчиваться или отрицательным результатом, или, в случае положительного результата, работа должна включаться в государственное задание соответствующего института», — подчеркнул президент РАН.

На вопрос, планируется ли проведение молодежных научных или научно-популярных мероприятий на базе тематических отделений РАН, глава Академии наук заметил, что существует достаточно событий, направленных на выстраивание коммуникации между молодыми учеными, в их числе — Конгресс молодых ученых, который пройдет в ноябре этого года на федеральной территории «Сириус». В то же время на площадке РАН проходят научные советы и другие конференции с участием молодых специалистов. «У нас нет отдельных молодёжных мероприятий, но вам будет правильно участвовать во взрослых конференциях, это даст богатый опыт в понимании научных проблем», — сказал Геннадий Красников.

Молодых ученых интересовали профильные вопросы, касающиеся, например, увеличения быстродействия транзисторов, разработки отечественных компонентов фоторезистов и квантовых компьютеров.

Отвечая на вопрос о преимуществах квантового компьютера, глава Академии наук Геннадий Красников заметил, что квантовый компьютер — не альтернатива классическим. Квантовые компьютеры «проигрывают» в работе с большими базами данных, но «выигрывают» там, где много вычислений.

«Такой класс задач сокращается, потому что растут новые математические решения. Мы рассматриваем квантовые компьютеры как синергию с классическими. Если учесть, что каждые десять лет мощность компьютеров увеличивается в тысячу раз, это далёкая гонка», — сказал Геннадий Красников.

Рассказывая о планах развития образовательных программ, Валерий Фальков выделил несколько проблемных зон, связанных с подготовкой специалистов для микроэлектроники. Первая заключается в том, что не все готовы работать в области, поэтому вузам следует более обстоятельно взаимодействовать с работодателями, а работодателям — улучшать условия труда, считает министр науки и высшего образования РФ. «Наша задача — максимально сблизить отрасль, разговаривая с работодателями о том, что важно думать о качественных характеристиках рабочего места — заработной плате, карьерном росте, социальном пакете, наставничестве, что в совокупности делает привлекательной саму отрасль», — отметил министр.

Кроме того, отдельной задачей в подготовке специалистов инженерных областей является отдаленность университетов от предприятий. «Готовить специалистов надо не только не только на материально-технической базе вузов, но и активно организовывать прохождение практики — это базовые кафедры на ведущих предприятиях и в научных институтах, и тесная кооперация, когда часть обучения студента вынесена на производство», — пояснил Валерий Фальков.

Российский форум «Микроэлектроника» — площадка, задуманная как диалог между разработчиками электронной компонентной базы и производителями готовой продукции. В этом году форум проводится в преддверии нового профессионального праздника — Дня работника электронной промышленности, с инициативой установления которого к Правительству РФ обратился президент РАН академик РАН Геннадий Красников.