Геологоразведочный индикатор для золотодобытчиков создали в АмГУ

Наука в университете — это не только фундаментальные теории, но и реальные решения для промышленности. Яркий пример — новая разработка молодых ученых АмГУ, созданная по конкретному заказу одной из крупнейших золотодобывающих компаний области. Они сконструировали портативный индикатор для обнаружения вольфрамовой руды (шеелита) в полевых условиях.

О том, как родился этот проект и в чем его уникальность, рассказывает один из его руководителей, Дмитрий Фомин, заместитель директора Института компьютерных и инженерных наук, директор Научно-образовательного центра имени Циолковского Амурского госуниверситета.

— Дмитрий Владимирович, как появилась идея этого прибора?

— Идея была не абстрактной, а абсолютно прикладной. К нам обратились геологи с производственным запросом: им требовался компактный прибор-индикатор, который мог бы в полевых условиях определять наличие или отсутствие в породе шеелита. Задача была четкой — создать инструмент для работы «на земле», а не в лаборатории.


— И ваша команда справилась с этой задачей?

— Не просто справилась, а пошла немного дальше. Мы спроектировали и собрали универсальный прибор, основанный на явлении люминесценции. Под воздействием излучения определенной длины волны шеелит начинает светиться, и наш аппарат это фиксирует. Однако мы добавили функцию «обратной связи» — прибор не только сигнализирует о наличии руды, но и определяет ее примерный процентный состав в пробах. Это серьезно расширяет его возможности для первичной оценки месторождений.

— В чем главное преимущество вашей разработки перед существующими аналогами?

— Ключевое преимущество — в его мобильности и целесообразности. В лабораториях есть мощное и дорогое оборудование для детального анализа. Но геологу в поле такой не возьмешь. Наш прибор — легкий, компактный, работает на аккумуляторах и позволяет долгое время работать автономно. Он помогает оперативно находить перспективные участки, которые уже затем требуют более глубокого, детального изучения. Таким образом, он экономит время и ресурсы предприятий.


— Важно, что в создании прибора участвовали сразу несколько подразделений университета.

— Абсолютно верно. Это плод совместной работы нашего Научно-образовательного центра и кафедры геологии и природопользования АмГУ. Такой симбиоз очень важен: геологи ставят задачу, а инженеры и IT-специалисты предлагают технические решения. Это та самая синергия, которая и рождает инновации.

— Насколько важен для университета прямой диалог с производством?

— Это бесценно. Данный проект — идеальная иллюстрация того, как наука отвечает на запросы реального сектора экономики. Заказчиком выступило крупное предприятие, на котором, что символично, проходят практику наши студенты. Они же помогают нам в испытаниях и предоставляют образцы минералов для тестирования. Получается замкнутый, эффективный цикл: образование, наука и производство работают в одной связке. Это доказывает, что мы можем выдавать реальный, востребованный продукт — результат нашей научно-исследовательской работы. И такой продукт нужен производству, за него готовы платить. Для наших студентов и молодых ученых это отличный стимул и уверенность в том, что их знания и идеи находят практическое применение.

В настоящее время на принципиально новое оборудование уже подана заявка в Роспатент. Разработка молодых ученых АмГУ — это не просто успех в лаборатории, а готовый инструмент для развития минерально-сырьевого комплекса региона.

— Какие вызовы стоят перед учеными вуза, за что бы им хотелось взяться?

— Есть не просто планы, а уже начата работа в области транспортных систем, построенных на явлении левитации. Есть задел в создании ряда приборов для исследователей в области физики поверхности. Космическая тема традиционно также в нашем приоритете: в процессе разработка испытательной установки и создание новых полезных нагрузок для спутников.