23 университета и научных организаций, 8,5 млн охваченных школьников, образовательная программа для вузов «Квантовый инжиниринг», программы переподготовки учителей физики и проработка «квантовых» профессиональных стандартов – это компоненты инфраструктуры квантового образования, которая создается в России в рамках образовательного направления дорожной карты по квантовым вычислениям.
Итоги образовательного трека дорожной карты, которые достигнуты при координации Госкорпорации «Росатом» и Российского квантового центра (РКЦ), обсудили в ходе заседания Совета Консорциума «Национальная квантовая лаборатория» (НКЛ). В 2020 – 2024 годах НКЛ стала площадкой объединения соответствующих научно-образовательных организаций и инициатив. В планах следующего года – запуск под эгидой «Росатома» цифровой платформы Кванты.РФ для управления знаниями и развитием квантового образования.
Заседание прошло в Музее «АТОМ» на ВДНХ с участием директора по цифровизации Госкорпорации «Росатом» Екатерины Солнцевой, советника генерального директора Госкорпорации «Росатом» Руслана Юнусова, генерального директора «Росатом – Квантовые технологии» Натальи Кулагиной, заместителя директора по образовательным проектам РКЦ Валерии Касамара, директора ИРЭ РАН Сергея Никитова, директора МИАН Дмитрия Трещева, директора Казанского научного центра РАН Алексея Калачева и других экспертов.
Приоритетным проектом НКЛ стали «Квантовые недели», которые в 2024 году прошли в четырех регионах России с охватом в четыре тысячи школьников и студентов, и планируются к проведению в Узбекистане. Ресурсом «недель» назвали формирование единой экосистемы в области квантовых технологий с участием образовательных и научных структур, представителей региональных органов власти, институтов развития и бизнеса.
Аудитория Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» по квантовым технологиям, который проводят «Росатом – Квантовые технологии» и РКЦ совместно с АНО «Цифровая экономика», за три года превысила 8,5 млн школьников. Это самый массовый просветительский проект в области технологий будущего, который реализуется на этапе ранней профориентации детей и молодежи.
Прорывом в вузовской подготовке стала программа бакалавриата «Квантовый инжиниринг», которая внедрена в НИЯУ МИФИ при поддержке ученых Российского квантового центра и основана на новых подходах и методиках, мобилизующих нестандартное мышление студентов и междисциплинарный подход к научно-технологической деятельности.
В ходе заседания обсудили взаимодействие в рамках научных и образовательных проектов с Университетом будущих технологий, представленным Российским квантовым центром.
«Академическое сообщество стало ключевым участником процессов по развитию квантовых технологий в нашей стране. И подобно тому, как на этапе становления атомной промышленности в России формировалась система ядерного образования, сегодня параллельно с развитием квантовой индустрии, мы с участниками НКЛ обсуждаем то, как должно строиться квантовое образование. На этапе 2030 – 2050, уверена, годов «кванты» станут сквозной технологией для различных отраслей – энергетической, нефтегазовой, транспортной, телекоммуникационной, ЖКХ, здравоохранения, новых материалов. Поэтому подготовка ученых и инженеров, которые на «ты» с технологиями будущего, – это непременное условие квантового прорыва и создания прикладных промышленных решений», — рассказала директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева.
Генеральный директор «Росатом – Квантовые технологии» Наталья Кулагина: «Вузы-партнеры ежегодно участвуют в мониторинге образовательных программ по квантовым технологиям. Без этого нам было бы сложно актуализировать ключевые направления Дорожной карты. Благодаря этой работе мы знаем, где и как готовятся специалисты будущего, понимаем, как актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты».
«Вузы НКЛ – наши ключевые партнеры по формированию кадрового потенциала для развития будущих технологий. Сегодня никто точно не скажет, сколько и каких именно специалистов будут необходимы рынку труда. Но тесное взаимодействие ведущих российских и зарубежных вузов и Университета будущих технологий с работодателями позволит быстро адаптироваться к меняющимся условиям, совершенствовать необходимые навыки и компетенции и готовить настоящих профессионалов с гибким мышлением, междисциплинарным взглядом и фундаментальными знаниями», — отметила заместитель директора по образовательным проектам РКЦ Валерия Касамара.
Консорциум призван объединить заинтересованных в развитии российской квантовой области участников и консолидировать усилия университетов, научных центров, команд-разработчиков, стартапов, технологических компаний и финансовых организаций.
Лидером Консорциума является компания «Росатом – Квантовые технологии» – оператор Дорожной карты, единый центр компетенций и проектный офис Корпорации по направлению «Квантовые вычисления».
В настоящий момент в Консорциум входит 23 участника, из которых 12 национальных, федеральных и национальных исследовательских университетов, 3 научных института РАН, 3 федеральных НКО и 5 ведущих отраслевых вуза страны.