Иностранные участники рассказали об обучении на курсе «Научпоп-журналистика»

Школа RT и АНО «Национальные приоритеты» во второй раз проводят бесплатный просветительский онлайн-курс «Научпоп-журналистика». Он предназначен для представителей студенческих СМИ, журналистов, сотрудников пресс-служб научных организаций и всех, кто хочет рассказывать о науке и технологиях доступно и увлекательно. Курс создан в Десятилетие науки и технологий при поддержке национального проекта «Наука и университеты».

Заявки на участие во втором потоке курса «Научпоп-журналистика» прислали более 700 человек из разных регионов России, а также из других стран, среди которых Испания, Египет, Марокко, Азербайджан, Сербия, Пакистан и др. Было отобрано 175 лучших кандидатов, наиболее качественно выполнивших тестовые задания.

Во время обучения участники курса учатся работать с текстами и в кадре, рассказывать о науке в социальных сетях, развивать личный бренд и пр. Для студентов доступны тематические видеоролики с участием ведущих российских журналистов, блогеров и популяризаторов науки. В них содержится практическая информация от экспертов, которые дают ценные рекомендации по работе с каждым блоком заданий, а также рассказывают о том, как и использовать современный инструментарий в работе научного журналиста. После выполнения заданий по основным модулям участники курса получают баллы и обратную связь от своих менторов. Кроме того, для студентов проводятся образовательные вебинары, во время которых эксперты делятся опытом и отвечают на вопросы. О своих впечатлениях от обучения поделились иностранные участники второго потока курса «Научпоп-журналистика».

Маха Аль-Бадани, Каир (Египет)

Аль-Бадани работает журналистом. Ее специализация – государственная политика в области энергетики и военные конфликты. Также девушка является выпускницей программы Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA «Женщины в новостях» (Women In News). Маха Аль-Бадани получила премию в области «энергетической» журналистики, которая присуждается компанией Siemens выдающимся обозревателям.

«Курс «Научпоп-журналистика» — это прекрасная возможность для обмена опытом. Я хочу улучшить свои навыки, чтобы интересно рассказывать о различных открытиях людям. Также мне интересно освоить новые аспекты визуальных медиа, чтобы применять их впоследствии на практике. Думаю, что курс поможет мне упрощать сложные научные идеи, о которых я смогу впоследствии рассказать читателям доступным языком», — рассказала участница курса Маха Аль-Бадани.

Девушка отметила, что она уделяет особое внимание возможности эффективного распространения научной информации среди широкой аудитории – особенно молодежи. Журналистка планирует использовать полученные во время курса знания, чтобы охватить как можно больший круг независимых СМИ и рассказать о развитии искусственного интеллекта и его влиянии на проекты в области энергетики. Кроме того, Аль-Бадани интересуется вопросами климата и здравоохранения.

«Когда я думаю о будущем, то вижу себя не только журналистом, но и наставником. Научная журналистика является мостом между академическими исследованиями и широкой публикой, она помогает в объяснении сложных вещей простыми словами и позволяет заинтересовать человека научной тематикой. Уверена, что курс поможет мне развить навыки научного коммуникатора, что позволит рассказывать людям об энергетике и научных явлениях просто и интересно», — заключила Маха Аль-Бадани.

Мериам Междуб, Кенитра (Марокко)

Мериам учится на факультете коммерции и управления. Помимо учебы, девушка любит читать, заниматься спортом, творчеством, а также волонтерской деятельностью. Мериам рассказала, что ей особенно нравится изучать человеческое поведение и психологию, поэтому она часто обращается к научным статьям и книгам по этим направлениям.

«Изучив программу, я поняла, что она перекликается с моими интересами в сфере научной журналистики и медиа и решила подать заявку. Мне всегда хотелось углубиться в тему правильной подачи научных поводов для читателей, поэтому курс показался отличной возможностью», — поделилась участница курса «Научпоп-журналистика» Мериам Междуб.

Девушка сказала, что хочет получить практические знания, которые позволят точно и доступно доносить сложную информацию до широкой аудитории.

«В дальнейшем приобретенные знания пригодятся мне в реализации моих проектов, так как я планирую создавать материалы о психологии, человеческом поведении и науке в целом. Курс поможет мне стать более уверенным медиа-профессионалом. Научная журналистика всегда привлекала меня своей важной задачей — сделать науку доступной», — подытожила Мериам Междуб.

Димитар Костадинов, Валенсия (Испания)

Димитар закончил аспирантуру по направлению маркетинга в социальных сетях. Последние 13 лет он занимается разработкой первоначального дизайна сайтов, оптимизацией управления бизнесом и корпоративного бренда в социальных сетях, а также их позиционированием в поисковой системе Google.

«Я читаю RT на испанском ежедневно и сравниваю позиционирование международных новостей в СМИ. Мне была нужна информация для своего испанского медиа-проекта, и я нашел информацию о старте курса «Научпоп-журналистика». Я хочу использовать полученные знания во время обучения для работы над своим нынешним и будущими проектами», — поделился участник курса Димитар Костадинов.

Шамс Мамедова, Баку (Азербайджан)

Девушка окончила бакалавриат в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Международные отношения», прошла стажировку в журнале «Русская политология» и довольно часто публиковалась в сборниках международных журналов. Шамс учится в магистратуре Бакинского Государственного Университета по специальности «Политология». Девушка ведет собственный Telegram-канал, где рассказывает о политике Азербайджана и Турции, делится собственной аналитикой и позицией по ключевым событиям в этих регионах. Также Шамс увлекается кавказскими танцами. О курсе будущая участница узнала случайно.

«Меня очень подкупил тот факт, что курс напрямую связан с моим хобби – ведением канала в социальных сетях. Если честно, я не думала, что попаду на поток, потому как был серьезный конкурс и высокая конкуренция, но я все же решила подать заявку и выполнила отборочное задание. Увидев, что прошла отбор, я безумно удивилась и в то же время обрадовалась – ведь это огромная честь являться частью такого масштабного проекта», — рассказала Шамс Мамедова.

Шамс отметила, что возлагает большие надежды на курс «Научпоп-журналистика». Она хочет получить новые знания и навыки в сфере научно-популярной журналистики, которые помогут создавать еще более захватывающий контент для зрителей, в частности для своего Telegram-канала. Шамс рассчитывает, что обучение расширит ее познания в разных научных областях, а также позволит ей структурировать и преподносить информацию более понятно и доступно для широкой аудитории. Кроме того, девушка хочет познакомиться с другими участниками курса, поделиться своим опытом и найти вдохновение в работах коллег.

«В будущем я хочу стать госслужащим. И мне бы хотелось сочетать свою деятельность с любовью к науке, ведь она — мое хобби и страсть. Я хочу помогать людям понимать сложные темы и вдохновлять их на поиск новых знаний. К тому же будучи государственным служащим можно и нужно применять свои навыки для этого. В конце концов, научная журналистика — это не только отличная возможность поделиться своими знаниями с миром, но и принести пользу науке и образованию в целом», — заключила Шамс Мамедова.

Алибек Тажибаев, Астана (Казахстан)

Алибек закончил кафедру Эстетики Философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, обладает степенью MBA в сфере международного управления. Уже более 10 лет он возглавляет казахстанский Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг», который является экспертной диалоговой площадкой для осмысления и обсуждения актуальных процессов в региональной и глобальной повестках дня. Также Алибек управляет казахстанским представительством крупной российской инжиниринговой компании, занимается инвестиционным и управленческим консалтингом.

«О курсе я узнал от своих российских коллег из числа аналитиков и экспертов. Они порекомендовали принять в нем участие. Я очень рад, что прошел отбор. Рассчитываю, что обучение на курсе поможет освоить навыки перевода научных концепций на доступный язык, делая их понятными широкой аудитории, в том числе людям без специального образования. Кроме того, считаю, что курс будет способствовать развитию навыков критического мышления и анализа участников. Это особенно важно уметь грамотно интерпретировать и представлять научные данные, особенно для политологии, где мнения и факты часто переплетаются», — поделился своими ожиданиями от обучения Алибек Тажибаев.

Кроме того, Алибек ожидает, что участие в курсе поможет в будущем работать с разными форматами научной журналистики — от статей и интервью до подкастов и видеоконтента, а также будет способствовать формированию собственного авторского стиля подачи информации. Алибек Тажибаев хочет использовать новые знания, чтобы популяризировать политологию через научпоп. По его словам, приобретенные навыки могут помочь сделать сложные вопросы государственной политики, международных отношений и прав человека понятными для широкой аудитории.

«Я хочу использовать современные форматы научной журналистики для привлечения внимания молодежи к политологическим вопросам и стимулировать интерес к участию в гражданских процессах. Кроме того, в условиях информационной перегрузки и фейковых новостей, хорошо подготовленные материалы, основанные на научных данных, будут все более востребованы», — продолжил участник курса.

Также Алибек намерен использовать новые знания для реализации ключевых задач центра, где он работает. Среди них выявление новых перспективных тенденций и направлений для двустороннего и многостороннего сотрудничества между государствами, разработка наиболее перспективных проектов для обеих стран, а также оценка политических, экономических и социальных приоритетов в развитии отношений внутри Евразийского экономического союза, Шанхайской Организации Сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности.

Фируза Мирджумаева, Худжанд (Таджикистан)

Фируза руководит таджикским телеканалом «Диёр». Ее работа напрямую связана с телевидением, и она активно развивает контент, связанный с культурой, социальной сферой и современными технологиями. Также Фируза руководит проектами для женщин-журналистов, поддерживает их профессиональное развитие и работает над созданием программ для повышения медиаграмотности. В свободное время девушка предпочитает заниматься чтением и созданием документальных фильмов.

«О курсе я узнала от коллег. Они посоветовали мне обратить на него внимание, так как он сочетает в себе два моих главных профессиональных интереса — журналистику и науку. Я решила принять участие, потому что считаю научную журналистику крайне важным направлением, которое помогает доносить сложные темы доступным языком. В своей работе я стремлюсь применять эти подходы и хотела бы углубить свои знания в этой сфере», — рассказала участница курса «Научпоп-журналистика» Фируза Мирджумаева.

Во время курса девушка хочет приобрести новые навыки работы с научной информацией и улучшить методы донесения тем до широкой аудитории. Фируза планирует использовать полученные знания в своих телевизионных проектах, добавляя больше научных тем в программы, которые смогут вдохновить молодежь интересоваться наукой и технологиями.

«В будущем я планирую продолжать свою работу в журналистике, уделяя особое внимание созданию научно-популярных программ. Одной из моих целей является развитие программы для женщин-журналистов, которые смогут специализироваться на научной тематике. Мне бы хотелось создать документальные проекты о научных достижениях и их влиянии на общество», — подытожила Фируза Мирджумаева.


По итогам второго сезона курса «Научпоп-журналистика» лучших участников отметят сертификатами, стажировками в АНО «Национальные приоритеты» и RT, а также другими призами. Кроме того, по итогам обучения несколько лучших студентов получат возможность посетить IV Конгресс молодых ученых — ключевое ежегодное мероприятие Десятилетия науки и технологий.


Конгресс состоится 27-29 ноября на федеральной территории «Сириус» и объединит представителей ведущих научных школ из разных регионов России, научных и образовательных организаций, органов власти, индустриальных партнеров, ярких лидеров отечественной науки, а главное — молодых ученых, победителей конкурсов, получателей грантов, студентов и школьников из России и других стран.