Во второй день II Конгресса молодых ученых состоялась сессия «Интеллектуальные конкурсы и соревнования как инструмент привлечения талантов в науку». Эксперты обсудили, как олимпиады помогают одаренным детям и подросткам начать заниматься наукой, предоставляя не только возможность поступить в престижные вузы, но и учиться у ведущих ученых.
Сессия посвящена инициативе «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий, в которую включены олимпиады, кейс-чемпионаты, научно-технологические премии для школьников и молодежи. В рамках данной инициативы только в 2022 году в олимпиадах и конкурсах поучаствовало более 8 миллионов ребят. Однако расширять географию участников и проводить новые мероприятия в регионах по-прежнему необходимо.
Эксперты отметили, что именно создание большего количества олимпиад самого разного уровня позволит одаренным ребятам со всей страны начать заниматься исследовательской деятельностью. Кроме того, очень важно, чтобы работодатели тоже участвовали в организации таких мероприятий, ведь это позволяет найти удовлетворить кадровый голод, который испытывают сейчас многие компании.
«Благодаря нашей инициативе школьники получают больше социальных лифтов и возможностей расширить свои знания, увлечься наукой и технологией, а студенты, аспиранты и молодые исследователи погружаются в интересующие их темы и учатся применять знания на практике, получают научные стажировки. Организаторов олимпиад, в том числе в регионах, мы поддерживаем административно и информационно, улучшаем механизмы поиска партнеров. Ну а технологическим компаниям помогаем привлечь новые квалифицированные кадры», – отметила Екатерина Мищенко, куратор инициативы «Наука побеждать» проектного офиса Десятилетия науки и технологий.
Являясь одним из партнеров инициативы «Наука побеждать», Российская академия образования сегодня создает новые конкурсы и олимпиады в области науки и техники на межрегиональном и международном уровнях. Инициатива позволяет систематизировать такие конкурсы, а также сделать интеллектуальные состязания прозрачнее и доступнее.
Эксперты также отметили, что сегодня необходимо переходить с дистанционных туров на дистанционное обучение, например, как это организовано в программах центра «Сириус». Это позволяет организовать более качественный отбор, а самое главное, уравнивает шансы детей, особенно из регионов, в которых может не быть хорошей подготовки.
«Очень важно, чтобы взрослые спрашивали ребенка, который пришел с олимпиады, не «сколько задач ты решил?», а «какая задача тебе больше понравилась?». Тогда олимпиада будет именно приглашением к дальнейшим занятиям, которые сейчас все более доступны, в том числе благодаря онлайн-проектам центра «Сириус», Центра педагогического мастерства Москвы и проекту «Математическая вертикаль», – отметил Иван Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования.
Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий на сайте Наука.рф.