«Действующая летающая модель разработана и изготовлена в нашем университете по заказу ООО „Ферсель“, занимающегося созданием небольшого пассажирского экраноплана. Согласно проекту, такой экраноплан сможет брать на борт десять пассажиров, на перспективу предполагается и расширенный вариант с 15 пассажирами. Такие малые экранопланы, способные взлетать с поверхности рек и озер и садиться на воду, смогут, например, решить проблему транспортной доступности многих небольших населенных пунктов, расположенных на берегах рек. Им не нужен оборудованный аэродром со взлетно-посадочными полосами, достаточно понтонного причала, а скорость у них, разумеется, гораздо выше, чем у катеров и лодок. Это как скоростное судно, только способное летать, пусть и невысоко, примерно на высоте нескольких метров», — рассказал Олег Лукьянов, доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов, руководитель интерактивного комплекса опережающей подготовки инженерных кадров на основе современных цифровых технологий «Системный инжиниринг беспилотных авиационных систем» Самарского университета им. Королёва.
«Заказчиком была предоставлена 3D-модель экраноплана, так сказать, его внешний облик и основные характеристики, а также его конструкция. Кроме этого, были представлены расчеты аэро- и гидродинамики, которые проводились с использованием самого современного на данный момент метода — CFD-анализа. В процессе изготовления модели мы в тесном сотрудничестве с конструкторами Инженерного центра „Ферсель“ проводили доработку конструкции. Также, поскольку это летательный аппарат нестандартного типа, нами была создана специальная система управления для экраноплана. Взлёт с воды и приводнение, как и само перемещение над водной поверхностью, имеют свою специфику, там много особых нюансов, поэтому у этого аппарата очень сложная аэродинамическая схема: есть переднее горизонтальное оперение, заднее хвостовое оперение и крыло сложной формы. На каждой несущей поверхности есть управляющие поверхности или механизация. Самый мощный двигатель — в хвостовой части фюзеляжа, еще два, чуть менее мощных, — на переднем оперении. Разумеется, важны и гидродинамические параметры: угол дифферента, остойчивость, устойчивость при движении на волне и по курсу, скорость выхода на глиссирование и так далее», — подчеркнул Олег Лукьянов.
Для изготовления использовалась установленная в научно-технологическом центре композиционных материалов система для термовакуумного формования изделий из полимерных композиционных материалов, произведенная ульяновской компанией «Дельта-М». Объем печи в этой мощной системе позволяет полимеризовать под вакуумом достаточно габаритные изделия: размеры рабочей
зоны печи — 7×3 х 2,2 м.
«Важно отметить, что в этом проекте наряду со взрослыми специалистами приняли участие многие студенты нашего университета: кто-то конструировал определенную часть модели, кто-то проектировал технологическую оснастку, формовал композитные изделия или занимался сборкой. Именно так, на конкретных проектах и можно подготовить настоящих специалистов», — отметил Олег Лукьянов.
Испытания модели планируют провести на одном из водоемов в черте Самары.
Экраноплан — транспортное средство для перемещения на небольшой — до нескольких метров — высоте за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности воды, земли, льда или снега. Экранопланы могут с большой скоростью перемещаться по маршрутам, которые недоступны для обычных судов. По классификации Международной морской организации (ИМО) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) экраноплан рассматривается как судно, способное летать.