Изменения моды у женщин древности проследили в ЮУрГУ

Исследователи из Южно-Уральского государственного университета проследили, как изменялась мода у древних красавиц. В этом ученым помог анализ предметов, найденных археологами на территории Южного Урала.

Украшения в древних погребениях Урала появляются еще в каменном веке — это каменные подвески, амулеты из костей и клыков животных. Более разнообразным и сложным набор украшений становится в бронзовом веке (III–II тыс. до н. э.). Помимо бронзы тогда использовали и пастовое (непрозрачное) стекло, и золотую фольгу, которой оборачивали украшения из металла, сообщили в пресс-службе университета.

В собрании музея «Народы и технологии Урала» ЮУрГУ представлена антропологическая реконструкция внешнего облика женщины бронзового века с полным набором украшений.

«Как обереги украшения носили на открытых участках тела, граничащих с одеждой — на шее, запястьях, кистях рук, — рассказала археолог, заведующий учебного музейно-выставочного комплекса „Народы и технологии Урала“ ЮУрГУ Юлия Васина. — Сами украшения делились на зоны: головные украшения, которые подразделялись на ушные, накосные и височные, а также украшения шеи, нагрудные, наручные и поясные. Очень часто там, где мы можем проследить этнографию, мы видим, что ворот, манжеты, подол тоже украшались орнаментом, который служил барьером для злых духов. Наличие кольца на руке было особенно важно — предки считали, что оно делает руку энергетически чистой; например, у тюркских народов, без колец на пальцах женщина не допускалась даже до приготовления пищи».

Как уточняю археологи, древние женщины большое внимание уделяли волосам. На прическу надевали накосник — украшенные бронзовыми обоймами кожаные или текстильные ленты, которые крепились поверх косы. Накосники (как и декорированные кожаные пояса на талии) носили молодые замужние женщины — ими они закрывали волосы от глаз посторонних мужчин и защищали окружающих от своего влияния.

Девушки же носили височные подвески — кольца в полтора оборота, которые крепились на головной убор. Уши украшали серьгами-кольцами, шею — бусами из стекла, к которым могли крепиться бронзовые крестовидные подвески. На пальцы рук надевали кольца со спиральными завитками на концах, а на запястья — бронзовые браслеты. Маленьким девочкам полагались только стеклянные бусины на шею, амулеты из клыков и бронзовые браслеты.

По словам ученых, украшения играли важную роль во всех обрядах жизненного цикла женщины, связанных с детством, девичеством, замужеством и рождением детей. Каждый этап взросления девочки подчеркивал конкретный набор украшений, который по мере ее взросления увеличивался, а к старости вновь становился минимальным.

В раннем железном веке (VII в. до н. э. — начало н. э.) из-за изменения климата Южный Урал покидают осевшие здесь на десяток веков племена. На смену им в I тысячелетии с востока поочередно приходят кочевые ираноязычные племена (саки, савроматы и сарматы), потомки которых будут населять южноуральские степи вплоть до XVIII века.

В могильниках той эпохи археологи университета находят вещи из отдаленных территорий — свидетельства дальних контактов этих кочевников и их военных походов. Например, в женских погребениях могильника Кичигино I нашли стеклянные и каменные бусы. Здесь же встречаются  «бородавчатые» бусины с выступами. По мнению ученых ЮУрГУ, такие изделия могли проникнуть сюда с территории Финикии.

«Это были племена завоевателей, которые ходили в походы. Возможно, такие украшения достались этой женщине в качестве военного трофея от любимого. По Южному Уралу шли и караваны, которые везли товары из Причерноморья, торговцы тоже могли обменивать их по пути на продукты скотоводства», — объяснила Юлия Васина.

Найденное при раскопках могильника шейное украшение — гривна — выполнено в характерном для кочевников того времени скифо-сибирском зверином стиле. Это согнутое в полтора оборота изделие из бронзового, обернутого золотой фольгой стержня с отлитыми кабаньими головами на обоих концах. Археологи предполагают, что кабан для кочевников мог быть тотемным животным, служить для них символом здоровья и плодородия, а гривна с его изображением могла украшать шею жрицы.

В начале нашей эры на Южный Урал приходят новые кочевники — хунну, которые, смешиваясь со здешними сарматами и угорскими племенами, порождают легендарных гуннов, участвовавших в разгроме Римской империи. Именно с движения гуннов на запад начинается эпоха Великого переселения народов, продлившаяся до VII века.

В этот гуннский период на Южном Урале возникает мода на украшения из золота. В женском погребении археологи находят золотые фигурные элементы, которыми были обшиты обшлага, ворот и подол платья, обувь и сумочки (могильник III века Магнитный). У женщин появляются браслеты из цветных граненых бусин, которые изготавливали из прозрачного стекла. В том же погребении исследователи обнаружили бусы из пирита, а также колье в гуннском полихромном стиле — из желтого золота, инкрустированное бордовым гранатом. Найденная рядом бронзовая с эмалевыми вставками застежка — фибула попала сюда из Рима. Ученые полагают, что подобные украшения, найденные в южноуральских степях, были военным трофеем, а, возможно, и дипломатическим подарком.

В VI веке в южноуральские степи приходят ранние тюркоязычные кочевники, принесшие на новые земли моду носить в качестве украшений серебряные серьги, браслеты, кольца и монеты (раскопки святилищного комплекса Ингала). В более позднее время монеты из серебра станут обязательной частью тюркского женского костюма и своеобразным семейным банком, беречь который поручалось именно женщине. Все семейное благосостояние она носила на себе как нагрудное украшение и, одновременно, серебряный оберег от злых духов.


В IX–XI веках на Южном Урале женщины угорских племен по-прежнему имели в своем костюме накосники, правда уже в виде металлических палочек, височные подвески, преобразившиеся из колечек в колокольчики, серебряные браслеты, серьги новых форм, кольца со стеклянными вставками и бусы из цветного стекла (раскопки погребального комплекса Уелги). Внешний вид аксессуаров заметно эволюционирует, а значит, эстетическая функция женских украшений становится для древних кочевниц столь же значимой, как и оберегающая.