Киноэксперт Мария Лемешева рассказала об образе врача на экране

6 июля отмечается Всемирный день кардиолога. Как воспринимает врачей современное общество, почему медицинские сериалы так популярны и как образ человека в белом халате выглядит на экране, рассказывает главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева.

 — Мария, можем ли мы выделить картины о врачах в какой-то отдельный жанр?

 — В полнометражном кино такого деления нет, а вот в сериалах очень распространен термин «медицинский процедурал». Он объединяет проекты, где речь идет, разумеется, о врачах, но каждая серия — это какой-то новый трудный больной, какой-то новый тяжелый случай или медицинская задачка, которую нужно срочно решить. Эталонным сериалом в данном случае считается американский ER («Скорая помощь»), вышедший в 1994 году и выдержавший 15 сезонов. Именно он в свое время сделал звездой Джорджа Клуни. На нашем телевидении лидерами жанра считаются «Склифосовский» с Максимом Авериным (сейчас в производстве 13-й сезон) и «Скорая помощь» с Гошей Куценко (8 сезонов).

 — Почему у медицинских сериалов такая огромная аудитория? Почему они выдерживают столько сезонов?

 — Потому что нет человека, который бы никогда не болел. И который бы не боялся заболеть снова. А значит, у сюжета про врачей изначально будут точки соприкосновения с миллиардной аудиторией. Более того: любой медицинский процедурал вовсе не про болезни, а про выздоровление. Он как бы говорит своим зрителям: «Какой бы страшной ни была болезнь, каким бы тяжелым ни было состояние пациента, врачи сделают все, что его вылечить». Это освобождает нас от страха заболеть снова. И еще: попробуйте подслушать разговор двух бабушек, которые случайно встретились на прогулке. О чем они будут говорить? Во-первых, о детях и внуках, а во-вторых, о давлении, головной боли, аритмии и т. д. Так вот, для представительниц старшего поколения медицинские сериалы — что-то вроде хорошо знакомой собеседницы, с которой можно увлеченно потолковать о здоровье.

 — А можем ли мы рассматривать такие проекты как ликбез или рекомендации?

 — Как ликбез — безусловно. Медицинские процедуралы популярно объясняют, что, например, при серьезных болевых ощущениях нужно вызывать врача, а не пытаться перетерпеть или заглушать боль народными средствами. Они знакомят аудиторию с признаками инфаркта или инсульта, учат оказывать первую помощь и т. д. Но вот заимствовать из сценариев какие-то готовые рецепты строго воспрещено! Да, любое поведение персонажей-докторов на проектах такого рода проходит под пристальным вниманием профессиональных консультантов, но даже самым внимательным зрительницам нельзя пить те же таблетки, которые пьет их любимый экранный герой. Необходима консультация лечащего врача!


 — Врачи, которых мы видим в кино сегодня, чем-то отличаются от своих экранных коллег советских времен?

 — Образ врача за последние 50–70 лет, безусловно, сильно изменился. Но он не был однородным и во времена СССР. Например, в 1950-е снималось много производственных драм, и фильм о жизни медицинских работников был разновидностью этого жанра. Классический пример — «Сельский врач» (1952) Сергея Герасимова с Тамарой Макаровой в главной роли. Это история выпускницы медицинского вуза, которая по распределению приезжает в районную больницу и посвящает свою жизнь подъему сельского здравоохранения. И это, кстати, очень неплохое кино, хотя множество других фильмов, снятых по образу и подобию «Сельского врача», были гораздо более прямолинейными.

 — Мне кажется, образ сельского врача в кино того времени появлялся довольно часто…

 — Да, потому что такие фильмы помогали убедить молодых специалистов переехать работать в небольшой населенный пункт, где докторов не хватало, а условия были далеко не сахарными. Поэтому в таких картинах молоденькие девушки-врачи стоически переносили бытовые проблемы и отказывались от личной жизни в пользу общественной. Тем интереснее остроумная картина Надежды Кошеверовой «Медовый месяц» (1956), в которой прочитывается ирония над такими героинями. Героиня Людмилы Касаткиной поначалу очень далека от желания ехать в глубинку. Со временем драмы про врачей становились более сложными и получили психологическую глубину. Ведь врач — очень занятой человек, поэтому конфликт между работой и семьей для него практически неизбежен. Это и использовалось в таких фильмах, как «Дети Дон Кихота» (1966) с Анатолием Папановым, «Дни хирурга Мишкина» (1976) с Олегом Ефремовым, «Утренний обход» (1979) с Евгением Мягковым и Еленой Кореневой и т. д. Врач в таких фильмах — многогранный рефлексирующий персонаж.

 — Сегодня рефлексия из медицинских проектов исчезла?

 — Почему же? Конечно, образы врачей в современном кино очень разные. Но ничто человеческое им не чуждо. Они влюбляются, ссорятся и мирятся, пытаются распутать паутину личных и бытовых проблем, сомневаются в правильности своего выбора и в собственных силах. При этом, как правило, на первом месте у них профессиональный долг, который может в буквальном смысле слова поднимать их над Землей, как героиню Юлии Пересильд в драме Клима Шипенко «Вызов». (Мы неслучайно в 2023 году выбрали фильм в номинации «Проект года» на премии журнала «КиноРепортер», а саму Юлию назвали актрисой года.) А может делать заложниками обстоятельств: в драме Романа Каримова «Дыхание» (2023) врачи во время пандемии оказались запертыми в больнице без возможности впрямую контактировать с внешним миром. На первый взгляд, это самые обычные люди, которых мы не заметим в толпе, но на деле — герои, готовые на все ради помощи пациентам. Отличный пример — драма Бориса Хлебникова «Аритмия» (2017) с блестящим Александром Яценко, ставшим, кстати, на «Событии года-2024» актером года.

 — А есть ли в нашем кинематографе врачи-харизматики, как, например, герой Хью Лори в «Докторе Хаусе»?

 — Яркий пример персонажа с отрицательной харизмой — психотерапевт из сериального хита «Триггер», сыгранный Максимом Матвеевым. Он не сюсюкается со своими подопечными и предпочитает жесткие методы работы. При этом мы понимаем, что перед нами, без всякого преувеличения, фигура трагическая: человек, которому не на что опереться. Сильно запутавшийся персонаж есть и в сериале «Капельник»: это история одаренного анестезиолога-реаниматолога, вынужденного нарушать закон, чтобы собрать на операцию крупную сумму. Еще более нетипичные образы врачей можно найти в жанровых проектах: исторических или фэнтезийных. Если не видели, обязательно посмотрите «Нулевого пациента» Сергея Трофимова и Евгения Стычкина: это реальная история конца 1980-х, в которой два врача пытаются остановить в Калмыкии распространение ВИЧ. Или костюмированный медицинский детектив Дмитрия Петруня «Воскресенский», в котором Юрий Колокольников играет гениального медика со скверным характером. Если же вам интересны фэнтези и разговоры о потустороннем, обратите внимание на «13 клиническую» и «13 клиническую. Начало»: здесь речь идет о вымышленной клинике, где врачи имеют дело с темными сущностями, которые вселяются в людей. Как бы то ни было, даже в таких смелых проектах краеугольный элемент образа врача остается прежним: человек в белом халате в первую очередь заботится о пациенте и только потом — о себе и своих проблемах.


Беседовала Анна Павлова