Тест-систему можно использовать в онко-терапии, для анализа клеточного старения при возрастных изменениях, а также для реабилитации постковидного синдрома, пояснили в пресс-службе МФТИ.
Чтобы не нагружать больного пробами разных терапевтических стратегий, можно заранее превентивно на клетках конкретного человека в лаборатории провести ряд испытаний, которые четко предскажут картину поведения организма в ответ на набор лекарственных средств. Такую тест-систему разработали ученые МФТИ.
По словам ученых, в отличие от существующих стандартов гистологии и иммуногистохимии, где используются неживые (зафиксированные) клетки, разработанный в МФТИ метод работает на живых клетках. Это позволяет увидеть ускоренную эволюцию клеточных клонов. Тест как бы позволяет быстрее «промотать пленку» вперед: специалисты могут узнать, какие изменения и даже повреждения клеток конкретного организма последуют от терапевтического воздействия. Также тест показывает сам процесс развития резистентности (устойчивости) к терапии определенным препаратом.
На практике обычно после первичной операции есть примерно месяц перед началом интенсивной терапии, когда пациент восстанавливается после операции. Именно за это время проведенное тестирование с помощью новой системы поможет спрогнозировать возможные цепочки последствий будущей терапии и скорректировать методику лечения. То есть, разработка поможет выбрать лучшую из возможных онко-терапий, уверены в МФТИ.
Представленная модель учитывает клеточное старение, а также последствия перенесенных вирусных заболеваний, например, постковидный синдром. Различные признаки клеточного старения, поврежденного внеклеточного матрикса и постковидный синдром, становятся факторами, ухудшающими стандартный клеточный ответ на действия препаратов.
«Как известно, согласно последним научным представлениям, в определенных условиях и контекстах злокачественные и незлокачественные клетки с признаками старения могут приобретать протуморогенные (проопухолевые) свойства. В том числе в процессе проводимой терапии может наблюдаться процесс „состаривания“ опухолевых клеток, благодаря чему они могут становиться еще более резистентными и онкогенными. А значит имеют незначительный или отрицательный ответ на терапию, несмотря на ее высокую селективность», — резюмировала Елена Петерсен.
Работа была выполнена в рамках проекта «Приоритет-2030»