В частности, участники обсудили как учесть интересы аудитории разного уровня подготовки и как говорить о науке средствами музейной коммуникации.
Конференция была приурочена к юбилею Бориса Михайловича Завадовского — ученого-физиолога и теоретика музейного дела. Его идеи о необходимости представления современных научных знаний в музеях стали одной из ключевых тем дискуссий.
Участники конференции обсудили музейный язык, роль музея в популяризации науки, специфику работы кураторов научных экспозиций, современные технологии презентации, а также комплектование фондов научных музеев. Отдельное внимание эксперты уделили механизмам привлечения и удержания аудитории.
Конференция стала площадкой для обмена опытом между представителями крупнейших научных музеев, учеными, художниками и популяризаторами науки. Обсуждения затронули как исторические подходы к созданию музейных экспозиций, так и современные вызовы и тренды в музейной сфере.
Заместитель директора по стратегическим коммуникациям ФИЦ Биотехнологии РАН Алина Осьмакова рассказала о специфике работы «Музея БИОТЕХ», которым она руководит:
«За нами стоит мощный федеральный исследовательский центр «Фундаментальные основы биотехнологии» Российской академии наук с его научным потенциалом. Однако у центра и музея разные целевые аудитории. Поэтому при создании музея мы стремились встать на место посетителя. С одной стороны, важно было не искажать научную истину, чтобы вся информация оставалась актуальной и достоверной. С другой — подать ее так, чтобы она была не просто интересной, но и вовлекала человека в процесс познания, словно он сам «добывает» знания, взаимодействуя с экспонатами».
«Архив — это хранитель истории, а иногда даже конкретного предмета исследования, который музей хочет представить в своей экспозиции или на выставке. Поэтому изучение архивного наследия крайне важно для создания полноценной научной базы по выбранной теме.
Журнал «Музей» в этом смысле играет значимую роль — он фиксирует и дополняет жизнь музеев. Будучи печатным, материальным носителем, он прекрасно иллюстрирован и собирает опыт музеев со всей России. Его главная цель — научно-популярная подача музейных практик, что является важной составляющей музейного сообщества».
«Архитектура здания должна поддерживать его содержание. Но если говорить о строгости — наука ведь тоже разная, тематика разнообразна. Так же, как художники работают с научным коллективом при создании экспозиции, архитекторы должны выслушать музейных работников, учесть их тезисы и логику. В результате этой работы могут и должны появиться архитектурные формы, которые будут не только интересными и необычными, но и поддержат научную составляющую музея», — объяснил эксперт.
Конференция организована Биологическим музеем им. Тимирязева при поддержке ФИЦ Биотехнологии РАН.