Частная российская космическая компания SR Space провела огневые испытания камеры сгорания кислородно-метанового ракетного двигателя РД-1. Они прошли на стенде Федерального автономного учреждения «Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова» (ЦИАМ).
Во время работы над созданием камеры сгорания компания освоила селективное лазерное плавление (SLM) порошка Inconel 718, его термообработку, а также аргонодуговую сварку никелевого сплава и нержавеющей стали в защитной среде.
«Метод SLM на этапе испытаний позволил экспериментально отработать агрегаты жидкостного ракетного двигателя и снизить затраты и время на их производство», — отметил главный конструктор SR Space Пётр Кудряшов.
В ходе огневых испытаний конструкторы SR Rockets (дочерней компании SR Space) произвели первичную оценку теплонапряжённого состояния камеры сгорания, эффективность газодинамического профиля и рациональность заложенных конструктивно-технологических решений. Первое испытание прошло с водяным охлаждением камеры сгорания в атмосферных условиях.
В качестве топливной пары выбрали сочетание метана и жидкого кислорода. Как подчеркнул Пётр Кудряшов, метан — это перспективный компонент топлива жидкостных ракетных двигателей.
«Метан по сравнению с керосином обладает рядом преимуществ, таких как: высокий удельный импульс, доступность, низкая стоимость. Пара „метан — кислород“ рассматривается в качестве топливных компонентов для двигателей многоразовых возвращаемых ракет», — добавил главный конструктор.
В последнее время в космической отрасли стали чаще использовать метан и кислород. Например, в этом году китайская частная компания LandSpace успешно вывела на запланированную орбиту ракету-носитель с двигателем TQ-12 на топливной паре «метан-кислород». Американская космическая компания Rocket Lab также разрабатывает многоразовый двигатель Archimedes с метаном и кислородом в качестве топливных компонентов. О создании подобных двигателей ранее заявляли Space Х и Blue Origin.
Проект нового двигателя РД-1 создан для запуска геофизической ракеты Nebo, которую разрабатывают в компании SR Space. Ракета предназначена для исследования верхних слоёв атмосферы и ближнего космоса. Также этот двигатель формирует научно-технологический задел для более мощных двигателей орбитальных ракет-носителей.
«Испытания подтвердили выбранный в компании технологический путь создания своего двигателя и позволяют продолжить его дальнейшую разработку за счёт частных инвестиций. Для компании SR Space — это подтверждение нашего лидерства на российском рынке среди частных ракетно-космических компаний, а для отрасли — возможность расширения внутреннего спроса и привлечения частных инвестиций», — рассказал генеральный директор компании SR Space Олег Мансуров.
На очереди — испытания таких агрегатов, как форсуночная головка, электронасосные агрегаты кислорода и метана, электрической системы многократного зажигания и последующие огневые испытания камеры сгорания.
В октябре компания SR Rockets получила лицензию «Роскосмоса» на осуществление космической деятельности по направлению разработки изделий ракетно-космической техники, в частности двигательных установок ракет-носителей.
Ранее компания SR Space анонсировала запуск геофизической ракеты совместно с IT-холдингом Т1. Запуск запланировали на конец 2023 г. Ракета отправится к линии Кармана — так ученые называют высоту над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом.