Креативность в науке: генетическая лотерея или навык, доступный каждому?

2 декабря 2022 года в рамках деловой программы II Конгресса молодых ученых состоялась сессия «Креативность: генетическая лотерея или навык, доступный каждому?». Эксперты обсудили важность гена «креативности» в научной деятельности и подискутировали не тему способов мышления в науке.

Анатолий Хархурин, психолог, заведующий Лабораторией креативности и мультилингвизма, стипендиат Fulbright, National Science Foundation и Deutsche Forschungsgemeinschaft, начал с того, что исследования природы креативности в мире начались в 1950 году как способа дивергентного мышления, то есть способности генерировать наибольшее количество идей на заданную тему. Поскольку креативность в русском языке понимается именно как творчество, то надо не забывать, что это процесс, подразумевающий четыре четких параметра: новизна, полезность, эстетика и аутентичность (отражение внутреннего мира человека).

Илья Воротынцев, исполняющий обязанности ректора Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева считает, что каждый уважающий себя ученый должен быть настоящим энтузиастом и генератором нового, а креативность – это и есть генерация нестандартного.

Сергей Першин, генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив», руководитель арт-кластера «Таврида», полагает, что есть три условных уровня креативности – начальный, средний и максимальный – и максимальный уровень по его наблюдениям обычно врожденный.

Сергей Зверев, президент, председатель совета директоров «Компании развития общественных связей» (КРОС), согласился с коллегой, что креативность скорее заложена в человеке генетически. При этом он пояснил, что несмотря на то, что «креативность» с латинского языка переводится как «творчество», в научной сфере это понятие подразумевает нечто другое: не только способ мышления, но подход к решению задач нестандартными методами. Он также напомнил про Давосскую концепцию ключевых компетенций ХХI века (4К): умение работать в команде, критическое мышление, коммуникативность и креативность.

С подробной информацией о прошедших сессиях на II Конгрессе молодых ученых можно ознакомиться на официальном сайте Конгресса.