Фестиваль актуального научного кино ФАНК запускает в апреле очередную Лабораторию научно-популярного кино, сообщила куратор инициативы «Наука как искусство», программный директор фестиваля Ирина Белых.
«В планах – проведение социологического исследования аудитории. Это поможет «нарисовать» образ зрителя и лучше понять его интересы», – добавила она.
Будущему научно-популярного кинематографа посвятили конференцию во ВГИКе. Встреча преподавателей вуза с режиссерами и продюсерами прошла в рамках Десятилетия науки и технологий. Эксперты обсудили, какими должны быть современные научно-популярные фильмы и как трансформировалась роль ученого в кинематографе.
По словам профессора ВГИКа и доктора искусствоведения Галины Прожико, научное кино с годами менялось под влиянием зрительского интереса и уровня осведомленности людей о научных достижениях. В частности, в 1930-е годы зрители просто хотели смотреть образовательные и учебные фильмы. А в 1960-е годы им уже было необходимо более глубокое погружение в науку.
Научное кино можно сравнить с поэзией, уверен режиссер и руководитель документального цикла «Острова» на телеканале «Культура» Виталий Трояновский. Он также отметил, что первые фильмы создавались именно с исследовательскими целями.
Киновед Всеволод Коршунов рассказал о драматургии и методах управления вниманием в научно-популярном кино. По его мнению, научно-популярный фильм может быть и детективом, и триллером. Яркий пример – известная работа британских документалистов «Тайная жизнь клетки».
Режиссер и продюсер природного кино Светлана Быченко представила свой новый фильм «Меня приводит в движение свет» и поделилась тонкостями создания таких работ. Новый фильм, посвященный физиологу Ивану Пигареву, представила и режиссер Юлия Киселева. Также она рассказала, как менялась роль ученого в научном кино – от эксперта до главного героя.