Личную печать офицера армии Наполеона нашли в Подмосковье

Латунную прикладную печать нашли в Верейском кремле, где в 1812 году располагалась армия Наполеона. Это первая подобная находка – раньше личные печати участников Отечественной войны 1812 года не находили.

Найденная печать состоит из фигурной рукояти и овального щитка с рисунком. Она небольшого размера: высота 3,2 см, диаметр щитка – 2,1 см. На печати изображён мужчина в военной форме с клинком, дерево и латинские буквы D, L. v G. Одежда, головной убор и оружие сразу указали археологам на то, что владелец печати служил в наполеоновской армии.

Также исследователи отмечают, что изображение дерева на щитке можно трактовать не только как элемент пейзажа, но и как генеалогическое древо: две ветви рода прервались, и только третья дала многочисленное потомство.

После изучения архивных документов в Институте археологии РАН предположили, что печать могла принадлежать офицеру VII вестфальского линейного полка, лейтенанту Луи фон Гаденштедту, который попал в плен при взятии Вереи отрядом генерала Ивана Семеновича Дорохова.

«Среди тысяч артефактов, обнаруженных археологами, не бывает неважных, но иногда встречаются неожиданные, уникальные, заслуживающие особого внимания. Эти находки позволяют уточнить детали событий прошлого, создать более полную картину той эпохи. Вестфалец Луи фон Гаденштедт сражался за Францию, попал в плен в России, вернулся на родину, а его личная печать стала маленькой деталью большой русской истории», – рассказала заместитель директора Института археологии РАН по науке Ася Энговатова.

Ученые смогли узнать и дальнейшую судьбу французского офицера: вместе с другими военнопленными из Вереи он был перемещен в Калугу, далее в Орёл, а затем переведен в Кострому. В начале 1814 года, как и большинство его соотечественников, Луи фон Гаденштедт вернулся домой, а его печать так и осталась в Верейском кремле, чтобы спустя два века стать важной археологической находкой.