Эксперты рассказали о главных правилах научпоп-журналистики

29 августа на площадке форума «Технопром» в Новосибирске состоялся мастер-класс «Школа научпопа: как стать популяризатором науки?». Эксперты поделились секретами создания научно-популярного контента и обсудили, как говорить с широкой аудиторией на сложные темы.

Как придумать заголовок к научной новости? Откуда брать информацию об актуальных исследованиях? Где искать спикеров для статей и видеороликов? На эти и другие вопросы ответили ведущие специалисты и преподаватели курса «Научпоп-журналистика», который проводят Школа RT и АНО «Национальные приоритеты» в Десятилетие науки и технологий.

На мероприятии выступили главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров, руководитель службы образовательных проектов телеканала RT Анна Ковтунова и начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН Юлия Позднякова.

Мастер-класс начался с важного события: организаторы объявили о старте приема заявок на второй курс по научпоп-журналистике, который начнется 1 октября. Это бесплатный просветительский проект, нацеленный на повышение качества материалов студенческих и научно-популярных СМИ, а также на формирование сообщества журналистов, освещающих достижения российской науки и технологий.

«Участники смогут попробовать себя в разных форматах — от написания лонгридов и текстов для соцсетей до съемок полнометражных фильмов. Курс подойдет, в том числе тем, кто разбирается в науке и хочет делиться с широкой аудиторией, но пока не знает, как это делать. Участники смогут придумать концепцию своего научпоп-проекта и получить обратную связь от экспертов», — сообщила руководитель службы образовательных проектов телеканала RT Анна Ковтунова.

Подать заявку для участия в онлайн-курсе можно до 22 сентября включительно. После прохождения курса лучшие ученики смогут попасть на главное научное событие этого года — IV Конгресс молодых ученых, который пройдет 20-22 ноября на Федеральной территории «Сириус».

Также организаторы мастер-класса провели для посетителей розыгрыш и предложили придумать заголовок к тексту об исследовании этилового спирта на мышах. Автором самого интересного варианта, отражающего суть заметки, оказалась участница, предложившая заголовок: «Что ждет мышку-алкоголичку, или как этанол влияет на грызунов».  

Мастер-класс продолжила начальник управления по пропаганде и популяризации научных достижений Сибирского отделения РАН Юлия Позднякова, которая представила чек-лист с рекомендациями, каким должен быть материал о научных исследованиях и что важно учитывать при его подготовке.

По ее словам, в первую очередь стоит рассказывать о результатах научных исследований и выводах авторов. Интересными для широкой аудитории могут стать материалы, посвященные политике в научной сфере (например, новым законопроектам), созданию научной инфраструктуры и, конечно, самим ученым — их личным историям и тому, как они пришли в науку.

«Важная часть работы — это верификация. Поскольку журналисты могут не разбираться в научных областях, о которых пишут, нужно проверять, насколько корректна и значима та информация, которой они делятся. Помочь в этом могут научные статьи в профильных журналах. Если исследование, на которое вы ссылаетесь, там опубликовано, значит, оно прошло проверку. Но еще следует понимать, в каком научном журнале вышла статья. Для этого есть база данных, где ранжируют издания по авторитетности. Например, русскоязычный ресурс «Белый список», — добавила Юлия Позднякова.

Дополнениями к чек-листу поделился главный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров. На примере видеороликов и готового сценария он продемонстрировал приемы, которые помогут заинтересовать зрителей, незнакомых с научной отраслью.

«Перед началом работы необходимо прочитать все по теме, о которой вы хотите рассказать, включая научные статьи. Изучите, чем конкретно занимаются ученые, с которыми вы будете говорить, подготовьте предварительный сценарий с четкой структурой. Важно, чтобы одно видео или статья были посвящены только одной теме, иначе материал будет перегружен. Не забывайте об иллюстрациях: некоторые процессы, например, как работает память, можно объяснить с помощью графических изображений», — подчеркнул эксперт.

Международный форум технологического развития «Технопром-2024» проводится в 11 раз и входит в программу Десятилетия науки и технологий. В этом году масштабное мероприятие собрало более 20 тысяч гостей, а также около 150 делегатов из 38 стран. Главная тема форума — «Наука и технологии — основа социально-экономического и пространственного развития России».