Современные повязки и патчи не только защищают поврежденные ткани от инфекций, но и активно участвуют в процессе заживления: доставляют лекарственные вещества, не нарушая работу здоровых клеток. При этом материалы должны сочетать в себе разные свойства: биосовместимость, устойчивость к влаге, прочность и пористость.
Исследователи из НИТУ МИСИС, Сколтеха и Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина РАН в своей разработке использовали технологию электроспиннинга: раствор поливинилового спирта с оксидом алюминия распыляется через тончайшую иглу. Под действием высокого напряжения жидкость «выстреливает» в виде струи, высыхает в воздухе и оседает в виде ультратонких нитей, наслаивающихся друг на друга.
Ученые точно подобрали параметры процесса — напряжение, расстояние между иглой и приемником, концентрацию оксида алюминия — и снизили средний диаметр волокон до 178 нанометров. Так как чистый поливиниловый спирт легко растворяется в воде и плохо держит форму, специалисты добавили к наночастицам оксида алюминия сшивающий агент, после чего материал сохранял структуру даже после замачивания.
«Полученный композит обладает свойствами, которые ранее было сложно объединить в одном материале: водостойкость, биосовместимость, высокая площадь поверхности и механическая стабильность. Используя разные составы, можно создавать материал для множества применений. Это открывает путь к изготовлению медицинских повязок нового поколения — с возможностью доставки лекарств, обеззараживания и остановки кровотечения», — отметил Алексей Салимон, заведующий кафедрой физической химии НИТУ МИСИС.
Биотесты подтвердили, что композит с оксидом алюминия безопасен для клеток соединительной ткани человека. Разработка перспективна не только для создания перевязочных материалов. В сотрудничестве с Институтом биомедицинской инженерии НИТУ МИСИС сотрудники кафедры физической химии планируют создавать также матриксы для регенерации кожи.
Работа поддержана грантом по программе Минобрнауки России «Приоритет-2030». Подробности исследования опубликованы в журнале Emergent Materials (Q2).